8 декабря. Олег Борисов

Dec 08, 2021 20:41

из дневника за 1991 год:

8 декабря.

У каждого свой ад!

Сильнейшее впечатление от формановского «Амадея». Когда сделал две такие картины, как «Гнездо кукушки» и «Амадей», можно больше ничего не снимать. На следующий день посмотрел еще раз. Если к фильму не хочется вернуться, то вряд ли это хороший фильм. Мне кажется, «Амадей» нужно смотреть как минимум три раза, с трех точек зрения - ведь и развитие в нем идет по трем направлениям. Наши фильмы этим не отличаются - в них в лучшем случае один срез, и тот не всегда глубокий. (Точнее сказал Копелян - одно яйцо.) Но я не о нашем кино.

Первое направление, по которому пошел Форман, - исповедь Сальери. Прием избитый, сколь сильный, столь и опасный. Это даже больше театральный прием. Любая фальшь увеличилась бы во сто крат, если бы имела тут место. Удивительно, что в этом статичном приеме Форман находит действие. Все идет к отпущению грехов, обычному исходу любой исповеди. Но в глазах Сальери я читаю: «Все грехи останутся при мне! Я вместе с ними пришел в этот мир, вместе с ними предстану перед Создателем и отвечу за них!» Говорят, у каждого свой ад, не Бог нас туда посылает, а сам человек создает его для себя. Возможно, что так...
Второе направление - собственно сюжет. Сделан с точностью биографа и обладает одной особенностью, о которой стоит поговорить. Я не о фантастическом бюджете, не о костюмах и гриме, не о редкой музыкальности. Я о самом простом - о том, что было когда-то сильной стороной русских актеров и в чем мы теперь безнадежно отстали. О точности интонации и умении донести мысль. Монтаж и сжатые сроки съемок не дают их актерам играть неопределенно, размыто. Большинство наших играют сейчас именно так - рассчитывая на озвучание, следующий дубль и что-то еще... «После тебя никому не должно захотеться произносить твой текст, - говорил мне Б.И. Вершилов. - Пусть это даже роль Гамлета. Вложи в нее свой уникальный смысл и сумей им воздействовать - вот и все!» Именно так я и воспринял игру двух актеров в «Амадее». Сцена, когда смертельно больной Моцарт диктует реквием Сальери, - одна из ярчайших в кинематографе. Она длится почти целую часть, но состоит лишь из музыковедческих терминов; возникает желание, чтобы так, «при нас», был написан весь реквием.
Третье направление - сугубо постановочное: то, как сняты оперные спектакли Моцарта, как он ими дирижирует (я для картины «Перед самим собой» брал даже уроки у дирижера, но так и остался на самодеятельном уровне - скованный цепью). Это маленькие фильмы в фильме, словно пародии на традиционные оперные спектакли.

Вольфганг Амадей Моцарт, 20 век, 1991, Антонио Сальери, 8 декабря, кино нашего времени, 8, Олег Борисов, декабрь, дневники

Previous post Next post
Up