Елизавета Полонская, Михаил Пришвин, Велимир Хлебников.
НА ВАСИЛЬЕВСКОМ ОСТРОВЕ
На Васильевском острове гул стоит,
Дребезжат, дрожат стекла в Гавани,
А в Кронштадте пушки бухают.
Над Невой воронье кругом кружит…
Отощало оно, воронье, за зиму;
Стали люди и сами падаль есть.
Где бы клюнуть мясца человечьего?
На проспекте отряд собирается.
Отряд на проспекте собирается,
По панели винтовки звякают.
Стороною обходят прохожие:
Кто не глядя пройдет, нахмурившись,
Кто, скрывая смешок, остановится,
Кто негромко вымолвит: “Бедные…
Молодые какие, на смерть идут!”
А пройдет старуха - перекрестится.
А пройдет, - перекрестится, старая,
Перекрестится, оборотится, -
Станет щурить глаза слеповатые,
Не узнает ли сына Васеньку,
Не его ли стоят товарищи?
Постоит, посмотрит, махнет рукой,
Видно, плохи глаза старушечьи.
И домой потрусиvт на Васильевский.
И домой придет, опечалится.
И не знает того, что сквозь мокрый снег,
Через талый лед, сквозь огонь и смерть
Пробирается цепь солдатская.
Проберется сын ее невредим,
Пронесет безрассудную голову.
Не возьмет его ни страх, ни смерть.
Крепче смерти тело горячее!
25 марта 1921, Елизавета Полонская
Из дневника Михаила Пришвина за 1921 год:
25 марта. Ночью был ветер и дождь. Утро насквозь - сырое, туманное и мельчайший дождь - осадок.
Видел ночью, будто Разумник летал под звездами с завязанными глазами, я думал: «Какая польза летать и не видеть».
К лекции по краеведению: собирать предметы нужно красивые и полезные.
Вспоминал И. Рязановского: «провинциален», обмозгованное сладострастие; как его всего, весь его сундук мудрости и всего накопленного в Петербурге разобрали литераторы.
Кронштадтские события мигом рассеяли мечтательную «контрреволюцию».
Вечером солнце выглянуло хорошее, ветер стих и было очень хорошо на опушке сидеть на поваленной березе.
***
Рим, неси на челе, зверь священный
Родимое пятно отцов числами узора
Свое 666.
Ты извлек из длинной жизни
Долгого чета дней
Корень площади
И царственной подал лапой
Число 666. Зверь непостижимый
А три да три в степени три да три
- шесть в степени шесть -
делит падение царей в России и Франции
изнеженных царей упадка.
Так озаренный величием рока
И величья своего двукратным заревом
Святого падения, пылая смолою нравов
Рим извлекал корень площади
Из своего бытия.
25 марта 1921 года, Велимир Хлебников.
Примечание: 666 - в "Откровении" Иоанна Богослова означает Антихриста:
"Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть"(13, 18);
По распространенному толкованию "зверь" символизирует Римское государство. В последующие века число 666 получало множество других толкований применительно к различным историческим обстоятельствам и лицам. В статье "В мире цифр” (1920) Хлебников писал: "Мы все знаем, как наши бабушки и прабабушки увлекались "звериным числом", - 666, придавая ему особенный таинственный смысл. Это не странно. Научные загадки так часто окружены сиянием "потустороннего" мира. Позднее разум разрушает налет чертовщины и находит холодные законы". На такое "холодное" толкование "числа зверя" опирается стихотворение. В заметках к "Доскам судьбы", рассматривая "уравнение Рима", Хлебников замечал, что "его числосознание есть корень площади из жизни государства. Число 666 потому владело умами, что оно есть фи: фи = √ М, где М число дней в жизни Рима."
Если считать от начала в 753 г. до н.э. и до конца Рима в 476 г.н.э. (как принято в современной науке), то действительно получается величина близкая к 666 (1229 лет ~ 448585 дней ~ 669*669 ). Хлебников, видимо, принимал несколько более раннюю дату конца Рима. (666*666 ~ 1215 лет ~ 443556 дней).
Про "три да три в степени три да три" в материалах к "Доскам судьбы" имеем: "Есть известная пословица: три да три будет дырка. В ней, через описание известного труда, работы, мышечного усилия, просвечивает числовой смысл пословицы, и ее игра, ее веселая шутка состоит в водопаде числового смысла на равнину обыденного разума, разговорного. Еще когда для меня были неясны чистые законы времени, я ощущал обжигающий смысл поговорки, точно полный тока проводник, тугой силами молнии, коснулся меня. Три да три будет дырка. Три да три будет шесть. Милостивые государи мои! к ответу! Что будет три да три в степени три да три? Дырка? Пет - падение самодержавия. Прибавьте эти шесть в шестой к 30.06.1789 во Франции (6 дней) и вы получите 13.3.1917 для России. Мы теперь знаем, что три да три в степени три да три будет не "дырка", а падение царей и отречение царей - падение русского самодержавия, тоже своего рода прорыв в миры будущего. Ток, соединивший числовой и словесный смысл пословицы, смысл, падающий с уровня слова на уровень числового мира, дает ей игру и делал ее забавной в свое время".