Корней Чуковский записал в своем дневнике (1921, Холомки,):
20 февраля. Добужинский дома - игрив и весел. Вечно напевает, ходит, танцуя. Зашел ко мне в комнату, рассказал о священнике, который икнул в вагоне и сказал: это я рОтом. В первый жедень постучал в мою дверь - и просунул лицо с напяленной маской для губ - бумажными оскаленными зубами. Любит мистификации, игры слов и т. д. Его сын Додя - с очень милыми смешными волосами - затейливый и способный подросток. Сколько колпачков он сделал на керосиновые светлячки! Как дивно он разрисовал эти колпачки - квадратиками, аккуратненькими - на одном квадратике змея, на другом очки, на третьем - лягушка, на четвертом крендель и т. д. Им отлично сделаны из проволоки приспособления для этих колпачков - а как он пилит, рубит, бегает на лыжах, носит воду. В хозяйстве он незаменимый помощник.
- О, как хочется спать. Мозги склеенные. Ночью не сплю, а чуть день, чуть сяду за стол - и в сон. Так и валюсь со стула. Думаю, это от пищи. Давно я не был так сыт, как теперь. Пью молоко, ем масло!!! От непривычки - тяжелею очень.
Хочу записать о Софье Андр. Гагариной. В первый раз она не произвела на меня впечатления и даже показалась дурнушкой - но вчера очаровала своей грацией, музыкальностью движения, внутренним тактом. В каждой ее позе - поэзия. Но что она говорит? А говорит она следующее: я давала вашим коровам свою солому - а вы отдаете мне позем, который получился от сена. Позем - это навоз, который не убирался под коровами всю зиму.
Практично и демократично. Обожают С. А. мужики очень. Она говорит не мужики, а деревенские. Они зовут ее княжна, княгинька и Сонька. Она для них свой человек, и то, что она пострадала, сделало ее близкой и понятной для всех. Княгиня Мария Дмитриевна, вдова директора Политехнического института, показывала вчера те благодарственные приветственные адреса, которые были поднесены старому князю во время его борьбы с правительством Николая. Среди студенческих подписей есть там и подпись Евг. Замятина. Сегодня видел деревенскую свадьбу. Сани шикарные, лошади сытые. Мужики и бабы в санях на подушках. Посаженый отец вел невесту и жениха, как детей, по улице. Ленты, бусы, бубенцы - крепкое предание, крепкий быт. Русь крепка и прочна: бабы рожают, попы остаются попами, князья князьями - все по-старому на глубине. Сломался только городской быт, да и то возникнет в пять минут. Никогда еще Россия, как нация, не была так несокрушима.
Княжна говорит: я одним пыхом
Примечание:
Гагарина Софья Андреевна(1892 - 1979)
До революции - фрейлина Императрицы. В 1914 году, после окончания курса медсестер работала сестрой милосердия в госпитале, организованного в имении Холомках. После 1918 года работала заведующей Народного дома им. В. И. Ленина в реквизированном имении Холомки Порховского уезда.
Летом 1927 года арестована и помещена в тюрьму, находилась под следствием. Эмигрировала вместе с матерью в США к братьям, которые заплатили за их выезд немалые деньги.