СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ
Чуден Днепр при тихой погоде.
Гоголь
I
Чудно Учредительное собрание, когда вольно и грозно вздымает оно волны народного гнева, вскипая и пенясь, как темная бездна, разъявшая лоно, и чрево, и прочее, чтоб бросить свой вызов проклятым столетиям!..
Конечно, девятым, решающим валом оно ненадежные рушит плотины, и вот, низвергаясь, шумят водопады, несутся потоки, лавины мятутся, и хаос клубится, и водные смерчи бесстрастного неба коснуться дерзают!..
Тогда появляется морда матроса, скуластая морда, изрытая оспой,-и все понимают, что это не просто нетрезвая личность сюда затесалась, а это и есть потревоженный хаос, который дремал под шатрами Мамая, храпел и свистел под парчой византийской, а ныне, проснувшись, плюет и гогочет с балкона божественной пани Кшесинской!..
II
Чудно Учредительное собрание и при тихой погоде, когда плавно и мерно катит оно лазурные волны, подобные частым и добрым морщинам на лике прабабушки Брешко-Брешковской!..
Звенит, словно вальс табакерки старинной, и грустно, и нежно звенит колокольчик, и чем-то прелестным, забытым, уездным от милого земского доктора веет!..
И вправду столица ли Франции это?! И мог ли на Волге Париж очутиться?! Но, Боже, как пышно разросся Саратов!.. Какие дворцы, монументы и скверы!..
Куда просочилась проклятая горечь, трехлетний настой человеческой крови?!
...О, доктор, еще и еще говорите!.. И пусть в колокольчик звонит председатель!..
Никто не коснется презрительной дланью его оскорбленных гориллою чресел!..
Как все это чудно при тихой погоде!..
И как я взволнован, и бодр, и весел!..
1921
Впервые - Послендние новости (Париж), 1 января, 1921.