Спасибо
dmitry_korzhov maxim_korzhovза продолжение важной для всех темы, начатой
nedzelskaв
"Возвышенный строй мыслей питается выполнением в жизни возвышенных обязанностей..." Сто лет после детства
Свободы нет,
Но есть еще любовь
Хотя бы к этим
сумеркам московским,
Хотя бы к этой милой
русской речи,
Хотя бы к этой
Родине несчастной.
Да,
Есть любовь -
Последняя любовь.
Евгений Блажеевский,
1970-е годы
Летом друзья пригласили меня в гости. Они живут в старом деревянном
доме с мезонином. После чая две маленькие дочки хозяев повели меня на
чердак по крутой узкой лестнице. Это был детский остров сокровищ.
В полумраке мерцали фарфоровые чашечки из разрозненных сервизов.
Дремали, укрытые пылью, большие ящики, с которыми семья эвакуировалась в
1941 году, а потом возвращалась домой. На полках этажерки стояли
журналы и книги. Я взял один из растрепанных сборников и подошел к
чердачному окошку. Бросилась в глаза строчка: "Возвышенный строй мыслей
питается выполнением в жизни возвышенных обязанностей..."
Так в руках у меня оказался "Сборник тем и планов для сочинений",
выпущенный типографией М.М. Стасюлевича в Петербурге в 1906 году. Друзья
подарили мне этот сборник, принадлежавший их прадедушке-словеснику, и,
вернувшись домой, я стал листать его. По первому впечатлению - обычная
книжка-методичка, каких и сейчас много. "Разбор оды Ломоносова", "Общий
характер лирических стихотворений Пушкина", "Характер творчества
Тургенева"...
Получается, что и сто лет назад любовь к литературе истреблялась
этими скучнейшими разборами! Я уже хотел с досадой отложить сборник, но
вдруг увидел главу "Темы для описаний" и на меня повеяло чем-то живым,
проселочным, настоящим. В этих темах, сформулированных без всяких затей,
без указующего перста - в них, а не в "разборах" Пушкина и Тургенева, и
таилась подлинная поэзия.
Итак, вот некоторые из тем, предлагавшиеся гимназистам 12-13 лет в начале ХХ века:
- Замирание нашего сада осенью.
- Река в лунную ночь.
- Встреча войска, возвратившегося из похода.
- Лес в лучшую свою пору.
- Пароходная пристань.
- Дедушкин садик.
- Прибытие поезда.
Вот "Темы для рассказов" для младших классов:
- О том, что видела птичка в дальних землях.
- История постройки дома и разведения при нем сада...
- Великаны и пигмеи лесного царства.
А вот "Темы разнородного содержания" для старших гимназистов:
- Слово как источник счастья.
- Почему жизнь сравнивают с путешествием?
- Родина и чужая сторона.
- О скоротечности жизни.
- Какие предметы составляют богатство России и почему?
- О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
- О проявлении нравственного начала в истории.
- На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
При всей своей простоте, эти темы требовали серьезных раздумий,
памятливости и наблюдательности. В них было уважение к ребенку как к
личности, а не как к чемодану, который надо набить знаниями.
Почему в современных учебниках мы уже не встретим ни "Дедушкиного
садика", ни "Слова как источника счастья"? Вы скажете, что тогда, в 1906
году, мир был намного безмятежнее и неспешнее. Но какая уж там
безмятежность: "Сборник тем и планов для сочинений" печатался в
петербургской типографии в те дни, когда в Москве войска штурмовали
баррикады на Первой Мещанской и Пресне.
А учитель продолжал делать свое одинокое вечное дело. И одиночество
его было бы еще более трагично, если бы не скромные пособия,
составленные людьми, быть может, и занудными, но при этом любящими,
душевными. Да, темы, которые они предлагали учителю и ученикам, на фоне
происходивших событий казались мелкими, "не достойными эпохи", но своей
мирной интонацией они хоть на несколько минут или часов укрывали детей
от разгулявшегося хаоса. Они напоминали о том, что, кроме политических
абстракций, есть еще дом, сад, папа и мама, красота падающего снега и
тайна звездного неба. Или вот старый дуб во дворе.
"Дуб принадлежит к прекраснейшим и драгоценнейшим лесным деревьям,
вследствие величественного вида... Дуб составляет жилище многих
насекомых и птиц... На листьях находятся служащие для приготовления
чернил чернильные орехи..."
P.S.
Буду благодарен тем учителям-словесникам, которые найдут возможность предложить своим ученикам темы из сборника 1906 года.
dmitri.shevarov@yandex.ru
http://www.rg.ru/2011/09/01/sochinenie.htmlИнтересно, какие темы предлагаются сейчас в старших классах?