МАЛЕНЬКИЙ ДИАЛОГ
- Мисс Дункан! К чему босячить,
Раз придумано трико?
Голой пяткой озадачить
Нашу публику легко!
- Резкий тон вы не смягчите ль,
Коль скажу вам à mon tour:
Танцевальный мой учитель
Шопенгауэр был Артур.
- Мисс Дункан! За вас обидно!
Говорю вам не в укор -
Шопенгауэр очевидно
Был прескверный канканер.
Стихотворение за подписью Н. Тэффи в газете "Биржевые новости" 19 декабря 1904 года - это отклик на первое в России выступление танцовщицы Айседоры Дункан, отклик, надо думать, соответствющий впечатлениям подписчиков "Биржевых новостей" от увиденного
в хореографическом представлении на музыку Шопена. С противоположного края мнений появилась рецензия в декабрьском номере журнала "Театр и искусство" (№ 53 за 1904 год) с такими словами:
“Для Дункан общепринятое значение слова “танец” абсолютно не подходит… Это полуобнаженная девушка, появляющаяся на освещенной сцене в полупрозрачной греческой тунике и дающая полную свободу движениям своего тела. Она босая, ничто не стесняет ее движений. Пропорционально сложенная фигура. Ее внешность нельзя назвать выдающейся, но у нее очень привлекательное, спокойное лицо. Тем не менее первое впечатление очень сильно из-за необычности увиденного. Но как только начинают звучать первые аккорды мазурки Шопена и мисс Дункан, оживая, начинает танцевать, первое впечатление исчезает. Перед нами не создающая сенсацию женщина. Перед нами актриса…”.
Максимилиан Волошин в статье "Айседора Дункан" написал: “В ней есть то, что есть в египетских статуях, то, чего не знали греки: она делает видимым цвет воздуха, касающегося ее тела”.
Выступление Айседоры Дункан посетили Михаил Фокин и Сергей Дягилев, Матильда Кшесинская и Анна Павлова. Искусство американской танцовщицы не оставило русских балерин равнодушными, они пригласили Айседору на балеты с их участием. Павлову Дункан видела в балете “Жизель”, и, несмотря на то, что движения классического балета противоречили ее танцевальным убеждениям, горячо аплодировала русской приме (потом они станут подругами). Вслед за маститыми высказалась и молодая балерина Мариинского театра Тамара Карсавина:
“Айседора… быстро завоевала театральный мир Петербурга. Конечно, были реакционные балетоманы, которые считают саму идею босоногой танцовщицы полностью отрицающей основные принципы того, что они считают настоящим искусством. Однако это далеко не общее мнение, и дух желания новизны просто витал в воздухе… Я помню, что когда впервые увидела ее танец, то полностью подпала под ее власть. Я никогда не считала, что между ее и моим искусством есть какая-то враждебность. Для них обоих есть место, и каждой из нас есть чему поучиться друг у друга”.
Тёплый прием со стороны русских артисток балета удивил и тронул Айседору, в Европе ей приходилось сталкиваться с холодным и враждебным отношением к ее творчеству.
Следующие гастроли Дункан в России пришлись на конец декабря 1907 года. Сначала она посетила Петербург, где дала несколько концертов, а затем 10 января уехала в Москву.
И эти гастроли ознаменовались ее встречей с К.Станиславским, о которой она подробно пишет в своих мемуарах и о которой сам Станиславский упоминает в своей статье “Дункан и Крэг”: “Первое появление Дункан не произвело впечатления. Непривычка видеть на эстраде почти обнаженное тело мешала разглядеть и понять самое искусство артистки”.