моя подборка стихотворчества замечательного драматурга и киносценариста.
Стихами Николай Робертович, видимо, грешил только в молодости, вот два столетних образчика:
Вечер насел петухом и скомкал
Наседку зари, потерявшую перья.
Языком отопру, как фомкой,
Ваших глаз золотые двери я.
И пока не набухнут розовым
Звезд распушённые вербы,
He устану соленые слезы Вам
Ведрами губ вычерпывать.
***
Я знаю -
в заливах глаз
неводом ресниц
зрачок поэта
пойман
Любой закинет удочку
с пятнадцатой ступени лба
в заливы
глаз
Но тщетно бьётся поплавок
а с ним чужой крючок воображенья
Им не поймать
зрачка
Он неводом границ
поэта
пойман
1920
Больше же всего в творческом наследии Эрдмана-поэта осталось басен, пародий и эпиграмм, за которые он и пострадал немало. Басни написаны в основном в соавторстве с Владимиром Массом:
НЕПРЕЛОЖНЫЙ ЗАКОН
Мы обновляем быт
И все его детали.
"Рояль был весь раскрыт
И струны в нем дрожали..."
- Чего дрожите вы? - спросили у страдальцев
Игравшие сонату десять пальцев.
- Нам нестерпим такой режим,
Вы бьете нас - и мы дрожим!..
Но им ответствовали руки,
Ударивши по клавишам опять:
- Когда вас бьют, вы издаете звуки,
А если вас не бить, вы будете молчать.
Смысл этой краткой басни ясен:
Когда б не били нас,
мы б не писали басен.
ПОЭТ
Один поэт, свой путь осмыслить силясь,
Хоть он и не был Пушкину сродни,
Спросил: "Куда вы удалились,
Весны моей златые дни?"
Златые дни ответствовали так:
- Мы не могли не удалиться,
Раз здесь у вас такой бардак
И вообще, черт знает что творится!
Златые дни в отсталости своей
Не понимали наших дней.
ЭЗОП И ГПУ
Однажды ГПУ пришло к Эзопу
И взяло старика за жопу.
А вывод ясен:
Не надо басен!
ВОРОНА И СЫР
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
Читатель скажет: Бога нет!
Читатель, милый, ты придира!
Да, Бога нет. Но нет и сыра!
СЛОН И МОСЬКА
Все, все меняется: законы, нравы, стили...
Случилось так, что где-то как-то раз,
По улицам слона водили,
Возможно, что и напоказ.
Вдруг Моська, увидав слона,
Подобострастия полна,
Расшаркалась пред ним почтительно и мило.
Потом,
Виляя весело хвостом,
Всех растолкав,
Перед слоном
На задних лапах заходила.
"Имей же стыд, -
Ей Шавка говорит, -
Так мерзко унижать себя нельзя же,
Ведь слон тебя не замечает даже".
"Отстань, - ответствовала та, -
Не понимаешь ты, как видно, ни черта
Ни в психологии скотов, ни в нашей жизни сучьей.
Я подхалимствую пред ним на всякий случай.
Плодов, что нам приносит лесть,
Нельзя заранее учесть,
Но это важный двигатель карьеры..."
Да, больше в наши времена
Не лает Моська на слона.
Совсем теперь не те у ней манеры.
ВЕРБЛЮД И ИГОЛЬНОЕ УШКО
Один верблюд пролез в игольное ушко,
А это очень нелегко...
И чтоб отметить это чудо,
Все стали чествовать верблюда:
Он - сверхверблюд!
Громадный труд!
Какая нужная работа!
Вдруг замечает где-то кто-то:
За этот труд хвала ему и честь,
Но вот что он туда пролез - понятно,
А вот пускай попробует пролезть обратно.
Верблюд рассвирепел как бес.
Полез обратно - и пролез!
И вот его все знают города,
Его снимают все, о нем уж пишут книжки.
А наш верблюд туда-сюда,
туда-сюда без передышки.
Натер себе бока и холку
И наконец сломал иголку.
Мораль: у нас неповторимая эпоха.
Но вот иголки делаем мы плохо.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Видишь, слон заснул у стула.
Танк забился под кровать,
Мама штепсель повернула.
Ты спокойно можешь спать.
За тебя не спят другие.
Дяди взрослые, большие.
За тебя сейчас не спит
Бородатый дядя Шмидт.
Он сидит за самоваром
Двадцать восемь чашек в ряд,-
И за чашками герои
о геройстве говорят.
Льется мерная беседа
лучших сталинских сынов
И сияют в самоваре
двадцать восемь орденов.
"Тайн, товарищи, в природе
Не должно, конечно, быть.
Если тайны есть в природе.
Значит, нужно их открыть".
Это Шмидт, напившись чаю.
Говорит героям.
И герои отвечают:
"Хорошо, откроем".
Перед тем как открывать.
Чтоб набраться силы,
Все ложатся на кровать.
Как вот ты, мой милый.
Спят герои, с ними Шмидт
На медвежьей шкуре спит.
В миллионах разных спален
Спят все люди на земле…
Лишь один товарищ Сталин
Никогда не спит в Кремле.
1937