Музей "обыкновенной богини" балета

Oct 11, 2020 12:12

1) Дней 10 назад Надя мне сообщает: общество "Театрал" приглашает на экскурсию в музей-квартиру Галины Улановой, пойдём? - А где это? - В высотке на Котельнической набережной. - Конечно пойдём! В этот дом просто так не попасть!


2) В воскресенье утром мы подходили к этой громадине со стороны Таганки, огибая здание с левого крыла, там где кинотеатр "Иллюзион" расположен.


3) Пока дошли до подъезда 4-5 в центральной части "дома артистов и чекистов" увидели множество мемориальных досок в честь замечательных людей, живших в нём. Вот, оказывается, любимый писатель Константин Георгиевич Паустовский здесь жил. Не знал.


4) И жил он, оказывается, здесь 15 лет в одно и то же время с замечательным композитором Борисом Андреевичем Мокроусовым.


5) Что Клара Лучко здесь проживала, я знал.


6) Сергей Непобедимый - абсолютно неизвестное для меня имя.


7) Если бы не надпись на доске, Андрея Вознесенского не узнал бы, но теперь никогда не забуду, что он в этом доме большую часть жизни прожил.


8) Эта доска нас с Надей больше всего впечатлила. Кибальников - скульптор, автор памятника  Владимиру Маяковскому  на одноименной площади в Москве. К нему в мастерскую Геннадий Шпаликов ходил, оставив об этом запись в своём дневнике.


9) Держатель флагов - как корона на гриве льва дрессировщицы Ирины Бугримовой.


10) Людмила Зыкина тоже в числе небоскрёба жителей.


11) Наверняка, мы не все ещё доски знаменитых жильцов увидели, но факт есть факт: жило их здесь очень много, а музеем стала только квартира великой русской балерины Галины Сергеевны Улановой.  У неё наследников кроме государства нашего не оказалось.


12) И в этом нам и потомкам нашим повезло. В её жильё можно зайти, а так, если бы не музей, то уж давно бы никого не пускали суровые консьержки главного входа.


13) С распростёртыми объятиями они вас не встретят и не дадут спокойно рассмотреть  умилительные картинки


14) лепного и


15) расписного убранства холла парадного (подъездом эту помпезность и не назовёшь). Они быстро начнут вас загонять в лифт, да еще и проследят, чтобы вы точно вышли на шестом этаже, где жила балерина.


16)Но зато в квартире Галины Сергеевны вас точно встретят приветливо, предложат пока все собираются, раздеваются, обуваются в бахилы пройти в гостиную  и осмотреться до прихода экскурсовода. В гостиной взгляд сразу приковывает шикарный вид из окна. Сначала снимал через стекло, но вскоре для нас специально доброжелательно открыли доступ


17) на балкон, откуда я сделал этот и следующий


18) кадр.


19) А вскоре нас собрала вместе наш экскурсовод Вера.


20) Осмотр квартиры начинается с гостиной. Снимок её общего плана мне сделать не удалось, поэтому привожу здесь фото, найденное в сети. В нашей группе из 13 человек, в которой я был единственным мужчиной, нашлись дамы, которые здесь уже бывали, и они сразу заметили, что кое-чего из мебели и вещей не хватает, а другие переставлены. Этому нашлось простое объяснение: музей только-только (10 дней назад) открылся после капитального ремонта, на его время экспонаты увозили на реставрацию и сохранение; теперь всё уже реставрировали, но не всё ещё привезли обратно. Старинного стеклянного шкафа на фото слева в день нашего посещения не было, а вот большое старое зеркало справа было.


21) И так же на тумбочке под ним стояли памятные для хозяйки этой квартиры статуэтки.


22) С левого края расположена статуэтка работы Е.А. Янсон-Манизер, запечатлевшая Уланову в роли Одетты из Лебединого озера. Рядом с ней фарфоровый Сергей Прокофьев, изваянный по эскизу Кукрыниксов на Ленинградском фарфоровом заводе. На банкете по случаю премьеры балета "Ромео и Джульетта" Галина Уланова произнесла тост в честь автора музыки, начав его словами: "Нет повести печальнее на свете,  чем музыка Прокофьева в балете". Прокофьев не обиделся, а Улановой роль Джульетты в в этом музыкально-сложном для артистов спектакле через несколько лет принесла триумфальную всемирную славу.


23) Крайняя справа статуэтка -  это опять работа Янсон-Манизер, посвященная героини Улановой из балета "Бахчисарайский фонтан". Самая высокая фарфоровая фигурка на поверхности перед зеркалом изображает партнёра  Галины Улановой по балету "Ромео и Джульетта" Сергея Кореня в роли Меркуцио. Это работа Веры Мухиной. В центре же всей композиции фигурок расположена бело-голубая статуэтка с интересной историей. Большую серию таких изделий в 1953 году выпустила фирма Royal Doulton. Фарфоровая фигурка изображает звезду лондонского Королевского балета Марго Фонтейн (1919 - 1991) в  сцене из балета "Жизель".


24) В 1956 году Большой театр приехал на гастроли в Лондон с Улановой в главных партиях балетов "Ромео и Джульетта", "Бахчисарайский фрнтан" и "Жизель". Особое впечатление на англичан прима Большого произвела в роли Джульетты. Одна из английских газет писала: «Уланова оказалась той юной Джульеттой, о которой только и мог мечтать Шекспир». Галине Сергеевне было тогда 46 лет. Успех русской балерины был столь велик, что ее имя нанесли на уже изготовленные фарфоровые фигурки Марго Фонтейн, вероятно, для увеличения продаж статуэтки. Сама Марго Фонтейн после спектакля по словам очевидцев пыталась целовать руки Улановой.


25) На этой фотографии у большого зеркала Галине Сергеевне 87 лет.  Танцевать она закончила в 50.


26) Из нескольких статуэток на пианино самой памятной для Улановой


27) был этот вот фарфоровый белый лебедь, подаренный родственниками после премьеры  «Лебединого озера», когда 19-летняя выпускница ленинградского хореографического техникума впервые исполнила партию Одетты (1929 год).


28) Восхищенные искусством Улановой англичане сделали Галине Сергеевне еще один очень дорогой для неё подарок. Специальным рейсом из Лондона ей прислали собаку - пуделя. На фотографии с бирочкой на шее и надписью на английском "Улановой. Большой театр. Москва" он выглядит как кукла, но


29) "Большик", так его назвала хозяйка, был ее настоящим и верным другом на протяжении


30) 16-ти лет. Артисты театра называли пёсика "ГАБТиком" )


31) Среди подарков Галине Сергеевне, выставленных в гостиной, есть и картины. Мне запомнились две с автографами дарителей. Эти вот полевые цветы подарил главный художник Большого Вадим Рындин


32) в 56-ой день рождения, сопроводив свой дар надписью: «Милой моей жене Галиньке Улановой с большой нежностью, 1966 8/I». Официальным их брак, надо сказать, не был. Официальный брак у Галины Сергеевны был  один - с театральным режиссёром Юрием Завадским. Согласно бумагам он выглядел долгим, но счастливым, как и другие (неофициальные), не стал. Детей у Галины Сергеевны не было.


33) А это акварель художника, имя которого было раньше мне не знакомо - Артур Фонвизин.


34) Дарственная надпись под картиной:


35) В одной из других комнат обнаружилось преподношение Галине Сергеевне от Марка Шагала.


36) После гостиной экскурсовод Вера пригласила нас в личную комнату Улановой.


37) Очень скромно было обустроено личное пространство всемирно известной артистки: узенькая короткая кровать балерины с постоянным на всю взрослую жизнь весом 49 кг, ростом 165 см и размером обуви 35,5; рядом стоящая тумбочка с фотопортретом Большика.


38) После личных покоев мы прошли в комнату, посвященную творческой деятельности хозяйки квартиры. Здесь выставлено единственное оставшееся в этом доме сценическое платье балерины - "шопеновка", пачка, в которой она станцевала свой прощальный спектакль утренний балет "Шопениана" в декабре 1960-го, с которым она в 1928 выпускалась из хореографического техникума в Ленинграде. Галина Уланова ушла со сцены скромно, без бенефисов и шумных прощальных вечеров.


39) Сверху шкафа с пачкой зонтик из какого не помню спектакля, а над ним вентиляционная решетка. Таких в квартире много. И за каждой, нам рассказали, была установлена прослушивающая аппаратура.


40) Шкафчик с пуантами. Наверху, слева от молоточка (важного инструмента в работе балетных артистов) - пуанты Улановой, справа - Екатерины Максимовой. Полкой ниже - пуанты знаменитых русских балерин Анны Павловой и Тамары Карсавиной, а еще ниже балетные туфли танцовщика Михаила Фокина с автографом


41) Интересное фото тренировки Улановой, стоящее межу пуантами.


42)  Еще в этой комнате находится уменьшенная копия бронзовой скульптуры Улановой, установленной в 1984 году перед Музеем танца в Стокгольме. Галина Сергеевна присутствовала при её открытии. Ее поздравляли с открытием монумента, а она, прячась от фотовспышек, отвечала: «Памятник не мне, а искусству балета ... все это случайно... когда-то замечательный скульптор Янсон-Манизер сделала с меня фарфоровую фигурку Лебедя в позе аттитюд. Так что она оказалась под рукой удобно: искать скульптора не надо. Заказывать статую не надо. Вот почему и взяли ту фигурку, а с нее сделали большую». По законам Швеции нельзя устанавливать монументы прижизненно, поэтому сначала он назывался «Лебедь». После смерти Улановой памятник носит имя балерины.


43) Здесь еще хочу отметить, что в комнате с экспонатами о творчестве Улановой изначально жила её секретарь, друг, названная дочь Татьяна Агафонова. Познакомившись в конце 70-х, женщины поняли, что нужны друг другу.  Проведя ряд обменов, они переехали в 1986 в эту четырехкомнатную квартиру с видом на Кремль. Для Татьяны было важно, чтобы в квартире Галины Сергеевны основали музей, где она осталась бы хранителем памяти своего кумира. Никто не предполагал, что Агафонова, будучи младше Улановой на 20 лет, уйдет из жизни раньше. Но так именно и случилось, Татьяна неизлечимо заболела. Из больницы она писала: «Любимая Галина Сергеевна! ... 3 года я собирала Ваши вещи, я сделала музей из Вашей квартиры. Во имя меня должно быть Ваше завещание. ...Драгоценности продать. На них платить музейным работникам, платить за квартиру. Люди организуют музей (в квартире Г.С. Улановой) Русский балет ХХ века. Именно здесь должны храниться архив, библиотека, вещи, картины, видеофильмы и т. п., связанные с русским и мировым балетом, связанные с именем Г.С. Улановой. Любящая Ваша Таня». Желание Татьяны исполнилось не сразу. Галина Сергеевна ушла из жизни спустя четыре года 21 марта 1998 года. После скандальных шестилетних тяжб с наследниками-самозванцами и общественными организациями только в 2004 году квартира Улановой получила статус филиала театрального музея имени Бахрушина. Вещей Татьяны Агафоновой в музее не осталось, их забрали её родственники. Но о ней здесь напоминают две фотографии. Эта находится в гостиной, а


44) эта, детская, в спальне Галины Сергеевны.


45) Из комнаты, где жила Татьяна Агафонова, мы прошли в маленькую, тесную и для двух человек кухню.


46) Здесь меня умилили натянутые под потолком веревки для сушки белья.


47) При выходе с кухни наше внимание обратили на календарь с отмеченным днём смерти Галины Сергеевны.


48) Мимоходом заглянул в тесненькую ванную.


49) Для осмотра оставалась только библиотека. К ней нужно пройти по длинному коридору, на повороте которого размещена афиша юбилейного вечера Галины Сергеевны в 1980-ом году.


50) Библиотека - это тоже не сказать, что очень просторная комната. Примерно столько книг, примерно в таких же шкафах и у нас дома есть.


51) Здесь привлекли моё внимание эта вот икона и


52) фотография Улановой педагога.


53) Осмотр 145-метровой  четырехкомнатной квартиры на этом был завершен. Хоромами это не назовёшь. Архитектура жилья со странностями: разные высоты потолка в помещениях квартиры - вид из окон в ущерб удобства внутреннего пространства.


54) Вместе с Бахрушинским музеем сказали тихое, но искреннее спасибо Роману Абрамовичу, профинансировавшему ремонт квартиры.


55) Поблагодарив экскурсовода и других сотрудников музея-квартиры, мы пошли на выход.


56) На выходе опять столкнулись с жестким контролем консьержек, не позволившим нам подняться на смотровую площадку верхнего этажа высотки, и недовольным ворчанием (типа "ходят тут всякие") москвичей, которых портит квартирный вопрос небоскрёба жителей.
Поэтому и музей в этом доме-колоссе только один. И это музей "обыкновенной богини", как назвал её писатель Алексей Толстой, Галины Сергеевны Улановой.


Спасибо, дорогие читатели, за внимание к этому моему посту. Я его долго делал.

4, фото искры азарта, 1994, 21 век, октябрь, музеи нашего времени, Галина Уланова, экскурсии нашего времени, 2020, 1984, 4 октября, Москва, дневники

Previous post Next post
Up