Назад - в Самару. К Великим Маковским

Nov 04, 2019 23:25


Этот пост давно ждет Надя. Выставляю его сейчас, т.к. по горячим следам впечатлений сделать это не сложилось.


Было у отца три сына, дочь и внук - и все они были художники, и была у них одна фамилия - Маковские. Художественные музеи четырёх городов Поволжья (Самары, Саратова, Нижнего Новгорода и Ульяновска) представили 44 картины трёх представителей этой семьи для выставки «Великие Маковские» в моем родном городе, на которой мы с Надей и побывали в свой сентябрьский приезд.



Самым большим числом работ на выставке был представлен средний сын одного из основателей Московского училища живописи ваяния и зодчества Егора Ивановича Маковского ( 1802 -1886), большой мастер жанровой живописи  - Владимир Егорович Маковский (1846 - 1920). Вот его автопортрет из Третьяковки  ( на нашей выставке его не было).


Картина "Прощание" (другое название - "К венцу") стала основой для уличного рекламного постера выставки.


В картины Владимира Маковского хочется всматриваться, они наполнены жизненным драматизмом, магнетизмом оживающих у вас на глазах чувств их персонажей.


"Две сестры" (1893г)


Пожилой отец здесь очень похож здесь на отца из "Прощания".


А эта картина называется "Две матери"


Две матери вдруг оказалось у одного мальчика.


В картинах Владимира Маковского много парных сценок. Мне вот эта, "Засиделись", очень понравилась! Я прям услышал диалог спорящих старичков.


А вот в "Варке варенья" царит полное спокойствие и согласие


знающих своё место в этом вкусном деле людей.


Я почему-то уверен, что фоном картины "Перед объяснением" стал парк Монрепо под Выборгом: ну, точно такие камни, сосны и ели мы там с Надей видели.


А вот еще одна смешанная пара из картины "Прогулка старой барыни",


перекочевала затем в многофигурную композицию "Получение пенсии".


Ну, и завершу с парами картиной "В передней":


Из "одиночных" картин и портретов Наде более всего запомнилась "Крестьянка в поле" с серпом при бусах и серьгах.


Картины среднего из сыновей Егора Маковского любили и собирали самарские купцы. Так, "Прощание. К венцу", "Две сестры" и Две матери" происходят из собрания купцов Шихобаловых. А это заказной портрет также самарского купца  Л.С. Аржанова. Мне очень нравится!


Старшего из братьев-художников Маковских звали Константином.


Это был приверженец академического стиля в портрете. Вот  достойный тому пример - "Женский портрет (Портрет матери)"


С другой стороны, Константина считают одним из основоположников отечественного "гламура"  второй половины XIX и начала XX веков - столько он Женских головок


и Боярышней написал! Пожалуйста Вам, "Боярышня за чаем" (1914),


и "Боярышня у окна" (1910).


А это просто "Боярышня".


После поездки  в Египет, в 1874 году появился этот


"Египетский воин".


Во время пребывания в Италии и Франции в 1904 году Константином Маковским были написаны эти


"Бретонки (Рыбачки)" и


эти "Модели в ожидании художника"


Другое название картины - "Греющиеся итальянцы".


Третий из плеяды выставленных Маковских, может, сам по себе и не такой "великий" -    сын Владимира Александр Маковский (1869 - 1924). Мы про него не знали, картины, им написанные, увидели только здесь, в Самарском Художественном музее. Это самая значительная из представленных его работ  - "На пасеке" (1916).


Пейзаж "Ранняя весна" - работа 1893 года.


Третья из четырех экспонировавшихся картин - "На колокольне".


Вот основное, чем захотелось поделиться после посещения выставки "Великие Маковские". По нам так точно большой, великий вклад в русское живописное искусство внесла эта семья за вековой срок своей жизни в нём.

Владимир Маковский, 19, художник, фото искры азарта, сентябрь, 21 век, выставки нашего времени, Александр Маковский, 2019, 19 сентября, Самара, Константин Маковский

Previous post Next post
Up