Этот пост давно ждет Надя. Выставляю его сейчас, т.к. по горячим следам впечатлений сделать это не сложилось.
Было у отца три сына, дочь и внук - и все они были художники, и была у них одна фамилия - Маковские. Художественные музеи четырёх городов Поволжья (Самары, Саратова, Нижнего Новгорода и Ульяновска) представили 44 картины трёх представителей этой семьи для выставки «Великие Маковские» в моем родном городе, на которой мы с Надей и побывали в свой сентябрьский приезд.
Самым большим числом работ на выставке был представлен средний сын одного из основателей Московского училища живописи ваяния и зодчества Егора Ивановича Маковского ( 1802 -1886), большой мастер жанровой живописи - Владимир Егорович Маковский (1846 - 1920). Вот его автопортрет из Третьяковки ( на нашей выставке его не было).
Картина "Прощание" (другое название - "К венцу") стала основой для уличного рекламного постера выставки.
В картины Владимира Маковского хочется всматриваться, они наполнены жизненным драматизмом, магнетизмом оживающих у вас на глазах чувств их персонажей.
"Две сестры" (1893г)
Пожилой отец здесь очень похож здесь на отца из "Прощания".
А эта картина называется "Две матери"
Две матери вдруг оказалось у одного мальчика.
В картинах Владимира Маковского много парных сценок. Мне вот эта, "Засиделись", очень понравилась! Я прям услышал диалог спорящих старичков.
А вот в "Варке варенья" царит полное спокойствие и согласие
знающих своё место в этом вкусном деле людей.
Я почему-то уверен, что фоном картины "Перед объяснением" стал парк Монрепо под Выборгом: ну, точно такие камни, сосны и ели мы там с Надей видели.
А вот еще одна смешанная пара из картины "Прогулка старой барыни",
перекочевала затем в многофигурную композицию "Получение пенсии".
Ну, и завершу с парами картиной "В передней":
Из "одиночных" картин и портретов Наде более всего запомнилась "Крестьянка в поле" с серпом при бусах и серьгах.
Картины среднего из сыновей Егора Маковского любили и собирали самарские купцы. Так, "Прощание. К венцу", "Две сестры" и Две матери" происходят из собрания купцов Шихобаловых. А это заказной портрет также самарского купца Л.С. Аржанова. Мне очень нравится!
Старшего из братьев-художников Маковских звали Константином.
Это был приверженец академического стиля в портрете. Вот достойный тому пример - "Женский портрет (Портрет матери)"
С другой стороны, Константина считают одним из основоположников отечественного "гламура" второй половины XIX и начала XX веков - столько он Женских головок
и Боярышней написал! Пожалуйста Вам, "Боярышня за чаем" (1914),
и "Боярышня у окна" (1910).
А это просто "Боярышня".
После поездки в Египет, в 1874 году появился этот
"Египетский воин".
Во время пребывания в Италии и Франции в 1904 году Константином Маковским были написаны эти
"Бретонки (Рыбачки)" и
эти "Модели в ожидании художника"
Другое название картины - "Греющиеся итальянцы".
Третий из плеяды выставленных Маковских, может, сам по себе и не такой "великий" - сын Владимира Александр Маковский (1869 - 1924). Мы про него не знали, картины, им написанные, увидели только здесь, в Самарском Художественном музее. Это самая значительная из представленных его работ - "На пасеке" (1916).
Пейзаж "Ранняя весна" - работа 1893 года.
Третья из четырех экспонировавшихся картин - "На колокольне".
Вот основное, чем захотелось поделиться после посещения выставки "Великие Маковские". По нам так точно большой, великий вклад в русское живописное искусство внесла эта семья за вековой срок своей жизни в нём.