Константин Сомов. "Осмеянный поцелуй", 1908 год.
Михаил Пришвин в дневниковой записи от 8 февраля 1909 года уж как-то слишком серьезен по отношению к жизнерадостному и ироничному полотну Сомова:
Был в Салоне. Долго смотрел на картину Сомова «Осмеянный поцелуй»... радуга... сияющая природа... и все, все насмешка над природой и людьми, и просто страшно за страну обетованную... и стыдно за дикий лес... и кажешься провинциалом...
Почему наспешка, почему стыдно? Почему не улыбка?
Перечитал записи этого дня других лет в дневнике Пришвина. И, пожалуй, помещу я их здесь же в качестве примечания.
Примечание.
1945: 8 Февраля. Смотрели в Большом театре балет «Лебединое озеро». Ляля видела балет десятки раз и на нем воспиталась, а я на «Тангейзере». Я же видел в первый раз. Мне кажется даже, что я вообще в первый раз видел балет. Впечатление такое же, как от «Песни песней», именно то впечатление, что бешеная стихия включается в состав мировой гармонии и представляется в целом как священное начало, как «страсть бесстрастная». В «Песни песней» так преобразуется половая любовь, в «Лебедином озере» я почувствовал женскую ногу, как священную часть тела (она во время объяснений в любви под-носит ногу, т. е. поднимает ногу под нос возлюбленному и выходит ничуть не смешно).
По Чайковскому земная страсть приводит к гибели лебедей, и влюбленные встречаются в потустороннем мире. У нас же теперь дается «Лебединое озеро» так, что святая любовь побеждает страстную здесь на земле. И правда, так и надо представить любовь, как путь земной и возможный.
...
Как произведение искусства «Лебединое озеро», по-моему, очень растянуто и перегружено, и расплывчато.
1947: 8 Февраля. Мороз до -30 и остатки снежных заносов. Похоже на Святки.
Высшая нравственность - это жертва своей личностью в пользу коллектива. Высшая безнравственность - это когда коллектив жертвует личностью в пользу себя самого, коллектива (напр., смерть Сократа, не говоря о Христе: «прости им, они не знают, что творят», т. е. безнравственны). Корни анархизма.
1950: 8 февраля. Лариса Леонидовна сказала:
- Это вы (то есть писатели, поэты) делаете любовь в том смысле, как об этом твердят, на самом деле люди соединяются надолго в очень сложном чувстве, составные части которого никак не похожи на то, что вы называете любовью.
- Мне кажется,- ответил я,- в этом сложном чувстве резко выделяется чувство незаменимости любимого существа, мы в этом чувстве отдаемся друг другу «навеки» и продолжаемся в детях или в стихах. Таким образом, любовь есть попытка человека утвердить незаменимое в вечности, в результате чего живут дети и создается для них культурная среда. Если же выключить из понятия любви незаменимость личности, то человеческое воспроизведение станет механическим, атмосфера культурная нарастать не будет, тогда человек забудет себя как человека. Так, возможно, что все эти миры, подчиненные законам тяготения и движения, представляют собой обезличенные комплексы забывших себя лично существ и входят в состав того, что мы называем «природой».
Итак, «незаменимость» есть основание для большого здания любви.