26 сентября. Чучело и другие переживания

Sep 26, 2017 19:30

Из дневника Ролана Быкова за 1984 год:

26 сентября. В Киев приехал в 9.05. Улетел в 18.30. Кажется, что-то сделал. Угадал, к кому пойти. Так что будет у Фиры квартира.
Сколько, интересно, копий пока по Москве? (И сколько в Ленинграде?) Все узнаю. Проанализирую.
На пленуме подходили все, даже Гога Товстоногов. Говорил, что это важно не только для вас - это важно для всех нас. Говорил искренне. Подходили и совсем незнакомые - благодарили.
Запомнить рассказ киевского актера (тот, кто играл полковника в финале «Операция «С Новым годом!»«). Комната 8 метров. Коммуналка. Еще 4 семьи. Две милицейские (женская и мужская). Он говорит, напишет донос. Она помолчит - и тоже напишет. Жена не стала жить - пьет. Потерял билет члена Союза кинематографистов. Надо помочь.
На «Чучело», как говорят, пишутся доносы во все инстанции. Хотя... это может быть и не так. Сейчас очень много врут.
А в «Центральном детском» «Чучело» сняли и с 1 -го пустят вновь (написали объявление - «по многочисленным просьбам зрителей»).
А. Петровский с инсультом в реанимации у Бурденко. Надо решительно, коли понадобится, помочь.
В конце октября в «Артек» и «Орленок». Посмотрим, что там сейчас.
Почему-то очень радует, что «Чучело» идет тогда, когда и на экране, и на улице одна и та же погода, время года и т.д.

Помоги мне, добрый случай, -
Труд мой тяжкий сбереги!
Перед этой мрачной тучей
Быть спокойным помоги!
Пусть удар случайно хватит
Подлеца и палача,
А удара им не хватит,
Пусть на них, случайно, кстати,
Упадет и каланча.
Жены пусть от них уходят
К проходимцам и ворам,
Пусть их леший скопом водит,
По лесам и по горам.
Их беда - счастливый случай,
Бог мой добрый, помоги,
Ты их отвлеки, помучай...
Ты возьми с них... за долги!

О заразе шизофрении и психологических установок обывателя, о заразности психологических категорий, наверно, надо писать, бить в набат, звонить во все колокола, кричать на всех перекрестках.
Даже среди чумных, холерных, тифозных больных можно не заразиться. Шизофрения и психологические установки заражают детскую психологию массами, чуть ли не поколениями. Тут механизмы действия «заразы» самые разные: игра, манеры, речь, жаргон, ценностный ряд, вся неформализованная и часть формализованной жизни детей.
Полубольной шизоид - товарищ Паши - хохотал по-идиотски. Это был смех, рожденный больной душой, эмоционально тупой, измученной побоями родителей. Паша стал смеяться так же. И если бы он продолжал с ним общаться - не знаю, что и было бы.
Простой идиотизм рождает ситуацию, стереотип поведения. Стихия развлекательства (отражение мира потребления) - новый стереотип.
Взаимосвязь поведения, пластики, языка, манер, развлечений (по форме и по сути) и самого мозга и прямая и обратная. В этом все дело. Эмоциональная тупость из области болезни души совершенно естественно переносится в область психологических норм. Связь этих явлений-невидимок не снилась Уэллсу!
Идиотизм рождает и множит идиотов, слабоумие организовывается в живые «колонии», как планктон. Золотая рыбка служит у «старухи» и стала «у нее на посылках». Бармалей больше не мучается, «чем он хуже Айболита». Он знает, что он и не хуже и умней! А тот просто дурак и вообще не нужен. Это раньше у него перед Айболитом был комплекс неполноценности, теперь у него комплекс полноценности. Айболит для него - химера!
Цепная реакция духовной болезни поистине потрясающа!
Заразность духовной болезни, эрозия идеалов, отношение к идеалам не просто самая большая опасность жизни духа. В этом смысле мещанская духовность - пятая колонна, в ней предательство. Мещанство ведет с идеалом партизанскую войну. Она все время в тылу человеческой духовности, она прячется в лесах самых интимных областей души.
Движение нашего духа происходит по грудь в мусоре. И наука бесчинствует там, где разрушен этический барьер.
Так возникает античеловечность науки, которая начинает служить развитию предметного мира. Так наука вступает в «общее дело» разрушения духа. В отличие от «Общего дела» Н. Федорова.
Наука «открыла» способ развлечения и игры в области постижения. Школьное обучение в форме игры более эффективно. Язык и его изучение в игре тоже быстрее постигаются. Но никто не оценил еще духовное разрушение, которое рождает это направление повышения «усвояемости» предметов. Не воспитывается умение сознательно напрягаться, не воспитывается чувство долга, сам смысл необходимости труда. Убивается одна из основ мира и нравственности - отношение к труду.
Кстати, «усвояемость» предметов во время игры - это один из первых использованных секретов феномена детства. Но оттого-то детство и сменяется другими периодами, что его опыт не может дать рождения тех черт души и характера, которые необходимы в мире труда и созидания. Еще не весь (и будет это долго) труд у нас творческий. Еще крайне важно умение принуждать себя во имя идеи деятельности: простой (поработаю - поем) или сложной (поработаю - и сбудется).
Организация труда сегодня ответственно отрывает родителей от ребенка. Имущественная независимость (частичная или полная) еще более ослабляет связи родителей и детей. Душевное единство семьи, понятие рода и родственников все более уходят в прошлое. Детские сады, ясли, всякие кружки и т.д. все более промышленнизируют воспитание. Так побеждает середняк. Даже не середняк, а ниже.
Столкновение личности и ничтожества превращается в столкновение жертвы и объединения ничтожеств. Талант более не страшен бездарности. Бездарность торжествует над ним. Бездарность - мафия. Талант или должен служить бездарности или бывает уничтожен.
Все пишу и никак не могу написать главного. Тут всего важнее именно общая картина. Это картина террора по отношению к духовному началу. Это какой-то общий исход.
(Об исходе говорил мне и Ч. Айтматов, когда повел его на «Чучело». Кстати, вблизи восточный титан показался забытовленным, жена искренне была взволнована картиной. Он был как-то не вполне доволен. Говорил, что хочет видеть в фильме большее.)
Нам достались понятия духовности от старого, несовершенного, нищего и голодного мира. Сострадание и милосердие были единственным исходом. Так что, очевидно, наш мир должен родить какие-то новые устои духовного.
(Ой, как трудно! Как мало я знаю!)

Если можно - принципиальны,
Если можно - беспринципны,
В нашей сущности моральной
Слишком много лейкоцитов.
Воспаленный дух болеет
Злой тоской по идеалу
И на дне души лелеет
Черный флаг и вымпел алый.
Наши души, как старухи,
Наши демоны ничтожны,
Наши души - только слухи,
Наши демоны ничтожны.
Не хотим и не решаем,
Не умеем и не можем,
Очень многого не знаем,
И незнанье знаньем множим!
Убегаем и уходим,
Предаем и злобно трусим,
И полезное находим
В удивительном безвкусье.
Мы ученые невежды,
Наши знания наивны,
Мы теряем нить надежды,
Истины и перспективы.
Нам ничто святое слово,
И для нас на самом деле
Воскрешение Христово
Только сладкий день недели.
Только отдых от работы,
Только день хорошей пьянки,
Только лишние заботы,
Тяготы и перебранки.
Наша честь - сплошные дыры,
Износились идеалы,
И от слова «кум» - кумиры,
И от слова «зал» - вокзалы.
И от слова «друг» - предатель,
И от слова «вдруг» - предатель,
И от слова «иск» - искатель,
И от слова «вал» - ваятель.
Оборотень - образ мира,
Оборотень - образ века,
Образ нового кумира,
Образ античеловека!

26, сентябрь, 20 век, стихи нашего времени, 1984, Ролан Быков, стихи в дневниках, 26 сентября, дневники

Previous post Next post
Up