Этот пост, как и предыдущий, из рубрики "Из века в век".
Как я люблю читать стихи чужие,
В них за развитием мечты певца следить,
То соглашаться с ним, то разбирать, судить
И отрицать его!.. Фантазии живые,
И думы смелые, и знойный пыл страстей -
Все вопрошаю я с внимательным участьем,
Все испытую я; и всей душой моей
Делю восторг певца, дружусь с его несчастьем,
Любовию его люблю и верю ей.
Но женские стихи особенной усладой
Мне привлекательны; но каждый женский стих
Волнует сердце мне, и в море дум моих
Он отражается тоскою и оградой.
Но только я люблю, чтоб лучших снов своих
Певица робкая вполне не выдавала,
Чтоб имя призрака ее невольных грез,
Чтоб повесть милую любви и сладких слез
Она, стыдливая, таила и скрывала;
Чтоб только изредка и в проблесках она
Умела намекать о чувствах слишком нежных...
Чтобы туманная догадок пелена
Всегда над ропотом сомнений безнадежных,
Всегда над песнию надежды золотой
Вилась таинственно; чтоб эхо страсти томной
Звучало трепетно под ризой мысли скромной;
Чтоб сердца жар и блеск подернут был золой,
Как лавою волкан; чтоб глубью необъятной
Ее заветная казалась нам мечта
И, как для ней самой, для нас была свята;
Чтоб речь неполная улыбкою понятной,
Слезою теплою дополнена была;
Чтоб внутренний порыв был скован выраженьем,
Чтобы приличие боролось с увлеченьем
И слово каждое чтоб мудрость стерегла.
Да, женская душа должна в тени светиться,
Как в урне мраморной лампады скрытой луч,
Как в сумерки луна сквозь оболочку туч,
И, согревая жизнь, незримая, теплиться.
22 сентября 1840 года, Евдокия Ростопчина,
"Как должны писать женщины".
С большою нежностью - потому,
Что скоро уйду от всех -
Я всё раздумываю, кому
Достанется волчий мех,
Кому - разнеживающий плед
И тонкая трость с борзой,
Кому - серебряный мой браслет,
Осыпанный бирюзой…
И все́ - записки, и все́ - цветы,
Которых хранить - невмочь…
Последняя рифма моя - и ты,
Последняя моя ночь!
22 сентября 1915, Марина Цветаева.
Фальшиво на дворе моем
поет усталая шарманка,
гадает нищая цыганка...
Зачем, о чем?
О том, что счастье - ясный сокол
не постучится в нашу дверь,
о том, что нам не ведать срока
глухих потерь...
Из-под лохмотьев шали пестрой
очей не гаснущий костер.
Ведь мы с тобой, пожалуй, сестры...
И я колдунья с давних пор.
Чужим, немилым я колдую
Всю ночь с заката до утра,-
кто корку мне подаст сухую,
кто даст кружочек серебра.
Но разве можно коркой хлеба
насытить жадные уста,
не голод душит - давит небо,
там - пустота.
22 сентября 1926, Черубина де Габриак.
Ах, как рубим мы с плеча,
Чтоб гореть поярче!
Никому не обещай
Ничего, мой мальчик!..
Ни в усталости врагу
При любой напасти,
Ни реке на берегу,
Ни любимой в страсти,
Ни иконе, ни Отцу,
Ни друзьям у дома,
Обещанья не спасут,
Лишь затянут в омут.
Следуй своему пути,
Проходи, не сетуй.
Всё прими и всех прости,
Полюби - и следуй.
22 сентября 2009 года, "Мальчику", Мария Махова.
А если знать, что будущего нет,
Что «завтра» не наступит, словно кто-то
С маниакальной страстью идиота
Для всех одновременно тушит свет…
А если наших «планов громадьё»
Бессмысленно? Уже мелькают титры
И рвется кинопленка… Блеском бритвы -
Мелькнет над нами смерти остриё.
И этот ежедневник на столе
С расписанными встречами, звонками,
Растрепанная книжка Мураками
И кошка, задремавшая в тепле,
И недопитый чай. И черновик,
Исчерканный безбожно - рифмы, строчки… -
Всё кончится. Мир съежится. До точки.
А ты к нему почти уже привык…
22 сентября 2011 года,
Татьяна Шкодина 2,
Помнит ли лампа, который ей год,
как появилась она в новостройке?..
Помнит ли мой убаюканный кот,
что он котёнок пугливый с помойки?..
Помнят ли рыбы про смерть и болезнь
тихих подруг своих в доме прозрачном,
круглом, как глобус, стоявшим не здесь -
там, где всё было немного иначе -
в старой хрущёвке, в панельных тисках -
помнит ли дом этот важное что-то:
маленьких девочек с солнцем в глазах,
рыб этих, лампу и угол комода,
шёпот, взросление, долгие сны -
сны, что уже никогда не приснятся,
наши семнадцать мгновений весны,
наши семнадцать, семнадцать, семнадцать…
Нет, он не помнит… и ладно, и пусть,
нет, он не помнит… и ладно, и ладно…
...Я отпускаю тебя наизусть.
То есть навечно. И глубже не надо.
22 сентября 2013 года,
Мария Махова.