Aug 31, 2016 14:13
иногда возникает непроходящая любовь к тому или иному писателю. Так было, например, у Евгения Шварца. Любовь к творчеству Александра Блока пришла к юному Евгению в библиотеке:
Я за это время получил право заходить внутрь библиотеки, к книжным полкам, выбирать себе книги. И я вытащил книжку небольшого формата с непривычного цвета переплетом. Открыл ее и прочел: «Целовала их ночь в глаза». И эта строчка ударила меня и словно раздвинула границы моего хозяйства еще шире. Это были пьесы Блока. Я прочел заглавие и положил книжку на место. Мир мой расширился, но лень и страх перед напряжением, усилием, перед новыми открытиями пребывали в нем по-старому. Я прочел из Блока всего одну строчку и стал его хвалить чуть не в каждом разговоре с Фреем и Юркой Соколовым, но прошел год, прежде чем мне попались его стихи. А пьес я так и не трогал.
Любовь к поэзии Ивана Бунина тоже выросла из единственной строчки: "Одна строчка его стихов сыграла в моей жизни тогдашней роль вроде вышеуказанной блоковской. Я прочел у Бунина: «Курган был жесткий, выбитый, кольчуга колола грудь». По этой строке я влюбился в него, и любовь эта не ослабела с годами, нашла подтверждение.
Стихотворение "После битвы" вышло из-под пера Бунина 31 августа 1903 года.
Воткнув копье, он сбросил шлем и лег.
Курган был жесткий, выбитый. Кольчуга
Колола грудь, а спину полдень жег...
Осенней сушью жарко дуло с юга.
И умер он. Окостенел, застыл,
Припав к земле тяжелой головою.
И ветер волосами шевелил,
Как ковылем, как мертвою травою.
И муравьи закопошились в них...
Но равнодушно все вокруг молчало,
И далеко среди полей нагих
Копье, в курган воткнутое, торчало.
31.VIII.1903. Иван Бунин, «После битвы».
31,
август,
20 век,
31 августа,
1952,
Евгений Шварц,
дневники