Первая страшилка - философская:
Панмонголизм! Хоть слово дико,
Но мне ласкает слух оно,
Как бы предвестием великой
Судьбины божией полно.
Когда в растленной Византии
Остыл божественный алтарь
И отреклися от Мессии
Иерей и князь, народ и царь,-
Тогда он поднял от Востока
Народ безвестный и чужой,
И под орудьем тяжким рока
Во прах склонился Рим второй.
Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И всё твердят льстецы России:
Ты - третий Рим, ты - третий Рим.
Пусть так! Орудий божьей кары
Запас еще не истощен.
Готовит новые удары
Рой пробудившихся племен.
От вод малайских до Алтая
Вожди с восточных островов
У стен поникшего Китая
Собрали тьмы своих полков.
Как саранча, неисчислимы
И ненасытны, как она,
Нездешней силою хранимы,
Идут на север племена.
О Русь! забудь былую славу:
Орел двухглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.
Смирится в трепете и страхе,
Кто мог завет любви забыть...
И Третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.
1 октября 1894, Владимир Соловьев, "Панмонголизм"
Словарь «Русская философия» помог мне уяснить, что под панмонголизмом Владимир Соловьёв понимал грядущую для России и Европы опасность с Востока, со стороны Японии и Китая. Первая строфа стихотворения была взята поэтом-философом в качестве эпиграфа к своей "Краткой повести об антихристе", входящей в состав "Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе и с приложениями" (Спб., 1900). В этом труде описан следующий сценарий развития исторических событий: японцы провозглашают идею панмонголизма в ответ появившиеся на Западе идеи панэллинизма, пангерманизма, панславизма, панисламизма", захватывают Пекин и Корею и вместе с китайцами завоевывают Европу. Господство их длится полвека, после чего воспрянувшая Европа изгоняет азиатов, превращается в союз демократических государств и в XXI в. рождает антихриста. В начале прошлого века события китайского восстания боксеров и русско-японской войны были восприняты современниками как осуществление соловьевских предчувствий. Но тогда всемирную историю подмял под себя пангерманизм, но Россией и пансоветизмом он всё же не справился, хотя и оставил в нас долгие страхи войны, страх за будущее детей:
Только глянула - и сразу
Напрямик сказала твердо:
«Не хочу противогаза -
У него слоновья морда!»
Дочь строптивую со вздохом
Уговаривает мама:
«Быть капризной - очень плохо!
Отчего ты так упряма?
Я прощу тебе проказы
И куплю медовый пряник.
Походи в противогазе!
Привыкай к нему заране...»
Мама делается строже,
Дочка всхлипывает тихо:
«Не хочу я быть похожей
На противную слониху».
Мать упрямице курносой
Подарить сулила краски,
И торчат льняные косы
С двух сторон очкастой маски.
Между стекол неподвижных
Набок свис тяжелый хобот...
Объясни-ка ей, что ближних
Люди газом нынче гробят,
Что живет она в эпоху,
Где убийству служит разум...
Быть слоном теперь неплохо:
Кто его отравит газом?
1 октября 1941, Дмитрий Кедрин, "Девочка в противогазе"
Но главные страхи русских - внутренние, они не покидают нас, сидят веками мелким бесом, серой недотыкомкой
Недотыкомка серая
Всё вокруг меня вьется да вертится,-
То не Лихо ль со мною очертится
Во единый погибельный круг?
Недотыкомка серая
Истомила коварной улыбкою,
Истомила присядкою зыбкою,-
Помоги мне, таинственный друг!
Недотыкомку серую
Отгони ты волшебными чарами,
Или наотмашь, что ли, ударами,
Или словом заветным каким.
Недотыкомку серую
Хоть со мной умертви ты, ехидную,
Чтоб она хоть в тоску панихидную
Не ругалась над прахом моим.
1 октября 1899, Федор Сологуб
Это стихотворение было написано Федором Сологубом в самый разгар работы над романом "Мелкий бес", сознание главного героя которого (гаденького провинциального учителя Передонова) эта самая "недотыкомка серая" ест изнутри поедом:
«Откуда-то прибежала удивительная тварь неопределённых очертаний, - маленькая, серая, юркая недотыкомка. Она посмеивалась, и дрожала, и вертелась вокруг Передонова. Когда же он протягивал к ней руку, она быстро ускользала, убегала за дверь или под шкап, а через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась, - серая, безликая, юркая».
Недотыкомка - тварь живучая, до сих пор жива, бегает
Где кончается лип городской лес
полный листьев гниющих парк
украинская девушка в уфмс
едет, как в инквизицию жанна д,арк
свой свободолюбивый и нежный мозг
везет как ребенка в больницу мать
через весь таджикский город подольск
чтобы русской гражданкою стать
с другой стороны улицы, что вроде морщин
по лицу подольска пролегших траншей
идет один из тех, за сорок, неопрятных мужчин,
таких в питере еще зовут соловей
поскольку до полночи полчаса
в час между бабочкой и червем
за девяткой-балтикой, энергией зла,
ищет, где продают ее
пути одиноких людей и балтики адских вод
у уфмс пересеклись юля
чтобы не скучно было ждать того, кто очередь за ней займет,
согласились она слушать в ночи осеннего соловья
но в полночь дивчина из кременчуга
(хорошо, что очередь за ней занять успели в срок)
превращается в птицееда-паука
и хватает соловья за свитерок
постой ты маленький мой птенец
молвит ведьма, взяв соловья за горло клешней
твоей супругой в подольский уфмс
войду, а выйду черной вдовой!
о, эти трагичные капли дождя!
похмельного пота, балтийских ядов каббалы!
объединили вы двух милых утят,
и гражданства их, и полы
под белым снежком догнивает листва
не успевшая в кострах дотлеть, словно дым
по ночам еще тут видна москва
ввиде облака над парком пустым
29 сентября, 2011 года, Андрей Родионов