В конце XIX - начале XX века в России происходило революционное брожение. Русский народ стремился освободиться от царского гнета, а кавказские народы от российского. В 1919 году северокавказские народы, стремящиеся к независимости, поднялись на борьбу с деникинцами, занявшими равнинную часть Северного Кавказа. Национально-освободительное движение возглавил известный дагестанский шейх Узун-хаджи Салтинский. Центром движения стала крепость Ведено в юго-восточной Чечне. Было объявлено о создании суверенного государства - Северо-Кавказского эмирата, имамом которого был признан Узун-хаджи Хайр. Он сформировал свое правительство. Турецкое правительство из донесений паши (генерала) Шукри-Бея, находящегося в Дагестане, знало об этом и решило послать на Северный Кавказ фирман (указ) турецкого султана, в котором Узун-хаджи был признан эмиром (правителем) всего Северного Кавказа. Стремясь к упрочнению суверенитета государства горцев - Северо-Кавказского эмирата и в целях упорядочения денежного обращения, Узун-хаджи решил аннулировать денежные знаки разных образцов и выпусков, находившиеся в обращении во вновь созданном государстве.
Изъяты были из обращения денежные знаки бывшей царской России, Краевого исполнительного комитета советов Северного Кавказа, Северо-Кавказской советской социалистической республики, Терско-Дагестанской области, Терской Республики красных и белых командиров, городов и другие. Но, не имея на начальном этапе становления государства достаточных сил и средств для выпуска денежных знаков собственного образца, он дал указание принимать «терские» знаки на подчиненных ему территориях, но только при условии наличия на них пометки, которая наносилась его канцелярией. Использование чужих, вышедших из обращения, банкнот для выпуска собственных бумажных денежных знаков широко практиковалось на территории бывшей Российской империи. В этом случае полноправным эмитентом выступал автор надпечаток.
Первый выпуск таких денег состоялся в сентябре 1919 года. Это была купюра Терской республики выпуска 1918 года достоинством 100 рублей. Пометкой служила овальная именная перстневая печать имама. На печати имеется надпись по-арабски: «Хаджи аль-фукара Узун аль-Хайр». В переводе означает: «Слуга бедных, Узун Хайр».
Второй выпуск состоялся в октябре-ноябре 1919 года. Были выпущены в обращение следующие купюры:
1. 100 рублей. С овальной перстневой печатью имама, круглой печатью визира Кямиль-Хана, рукописной датой и подписью на 100-рублевой купюре Терской республики.
2. 100 рублей. С круглой печатью визира Кямиль-Хана, рукописной датой и подписью на 100 рублевой купюре Терской республики.
3. 100 рублей. С круглой печатью визира Кямиль-Хана, рукописной датой и подписью на 100-рублевой купюре Краевого исполнительного комитета советов Северного Кавказа.
4. 500 рублей. С круглой печатью визира Кямиль-Хана, рукописной датой и подписью на 500-рублевой купюре Краевого исполнительного комитета советов Северного Кавказа.
На печати визиря (председателя правительства) Мухаммеда Кямиль-Хана (Магомеда Арсанукаева-Дышнинского) изображены белый полумесяц и три белые звезды. Надпись на арабском языке: «Садр аль-азам аль-эмир аль Кавказ». В переводе означает: «Великий визирь эмира Кавказа».
Третий выпуск состоялся в декабре 1919 года. Он был вызван необходимостью в мелкой разменной купюре. Были выпущены в обращение следующие купюры:
1. 10 рублей. С круглой печатью визира на 10-рублевой купюре Терской республики.
2. 25 рублей. С круглой печатью визира на 25-рублевой купюре Терской республики.
3. 50 рублей. С круглой печатью визира на 50-рублевой купюре Терской республики.
4. 50 рублей. С круглой печатью визира на 50-рублевой купюре Краевого исполнительного комитета советов Северного Кавказа.
5. 100 рублей. С круглой печатью визира на 100-рублевой купюре Краевого исполнительного комитета советов Северного Кавказа.
6. 100 рублей С круглой печатью визира на 100-рублевой купюре Терской республики. Печать может быть черного или фиолетового цвета.
Если провести сравнительный анализ первых трех выпусков, то обнаружится, что первый выпуск заверялся только личной печатью имама. Таким образом, стремились вызвать доверие населения к новым деньгам авторитетом имама. Второй выпуск в начале заверялся печатями имама и премьер-министра одновременно, и только в конце выпуска одним премьер-министром своей печатью, рукописной датой и росписью.
Третий выпуск еще более упрощен. На нем имеется только круглая печать визира Кямиль-Хана без подписи и даты. Это свидетельствует о том, что новые деньги уже были приняты населением. Тому лишним подтверждением является факт наличия поддельных дензнаков. Фальшивомонетчики, которые существуют от сотворения денег, изготовили поддельную печать председателя правительства М.Арсанукаева-Дышнинского и делали надпечатки.
К 1920 году имам уже подготовил выпуск денег собственного образца. В столице эмирата - Ведено - был создан монетный двор, печатавший бумажные денежные знаки, названные «кредитными билетами». Четвертый выпуск состоялся в январе 1920 года. Были выпущены в обращение следующие купюры:
1. 250 рублей. Герб большой. Бумага чистая или линованная.
2. 500 рублей Бумага с водяным знаком или без него. Солнце имеет 13 пучков лучей, если пучков 10 - купюра считается фальшивой. Встречаются «перевертыши», а также купюры, отпечатанные только с лицевой стороны.
Фальшивомонетчики, как правило, не хотят трудиться над мелкими купюрами. Поэтому, как только выпустили 500-рублевую банкноту, они переключились на нее. Поместить 13 пучков лучей солнца на ограниченном участке поля довольно сложно, поэтому им удалось вырезать только 10. Литографический камень, изготовленный ими, отличается грубой обработкой, что заметно и невооруженным глазом.
Пятый выпуск состоялся в феврале-марте 1920 года. Взамен имеющихся в обращении денежных знаков 1 и 3 выпуска были выпущены следующие купюры:
1. 5 рублей. Бумага чистая или линованная. Встречаются перевертыши.
2. 25 рублей. Бумага чистая или линованная. Встречаются перевертыши.
3. 50 рублей. Бумага чистая или линованная. Встречаются перевертыши.
4. 100 рублей. Бумага чистая или линованная. Встречаются перевертыши.
5. 250 рублей. Герб малый. Бумага чистая или линованная.
Известно, что готовился выпуск купюры достоинством в 1000 рублей. Была отпечатана лицевая сторона. Но деньги с номиналом 1000 рублей в обращение не выпускались. Являются очень большой редкостью для коллекционеров и историков. При изготовлении дензнаков использованы краски коричневого и зеленого цвета разной тональности. Черной краской нанесен шрифт и проставлены номера серии банкнот.
Билеты 4 и 5 выпуска весьма интересны в историческом и художественном смысле. Они убедительно, как никакие другие деньги периода Гражданской войны, отражают политическое и идеологическое содержание власти.
Известно, что деньги Узун-хаджи выпускались серией 5, 25, 50, 100, 250 и 500 рублей. На лицевой стороне всех выпущенных денежных знаков, как и полагается, изображен герб государства. Это весы богини правосудия, выполненные в мусульманском стиле и духе: на одной чаше весов помещено священное знамя пророка Мухаммада (а.с.а.), на другой - открытый Коран. Это наглядно показывает идеологические основы государства - Ислам. Опираются весы правосудия на предметы военной символики: винтовку и саблю.
Над весами изображен символ восточной монархии - чалма с короной. Под ними - белый полумесяц с тремя белыми пятиконечными звездами. На оборотной стороне всех билетов показано Каспийское море, омывающее страну высоких гор - эмират Узун-хаджи. На купюре 500 рублей и на одном варианте билета 250 рублей (4 выпуск) изображено восходящее из-за моря солнце, символизирующее перспективы расцвета нового государства. На остальных билетах - огромных размеров знамя эмира, установленное на горах Кавказа. На полотне этого знамени помещен герб Узун-хаджи, а восточный символ - перевернутый полумесяц - украшает древко знамени. На всех билетах проставлен год выпуска - «1919», вместе с тем арабским шрифтом обозначен год выпуска и по хиджре (мусульманскому летоисчислению) - «1338». Наряду с номиналом денежных знаков в рублях, на них по-арабски проставлено их достоинство в туманах (1туман = 10 рублям). Счет денег в туманах (туьма) бытует у чеченцев.
На лицевой стороне пятисотрублевой купюры в картуше(1) над гербом государства по-арабски написано: «Правитель мусульман на Северном Кавказе, Хаджи-Узун Хайр», а в картуше внизу: «Министр финансов Абдул-Азым Абдуллах». На оборотной стороне купюры над рисунком по-арабски дословно написано: «Будет наказан тот, кто напечатает наподобие этой разрешенной печати, кроме того, кому разрешено правительством государства», а ниже: «Находятся в обращении в ценах других бумажных денег, напечатанных в Вийдана (2). Да приумножится Его помощь». Восточные тексты написаны арабским дореформенным алфавитом. На денежных знаках имама Узун-хаджи тексты представлены на чистом арабском языке.
На денежных знаках других номиналов выполнены надписи такого же содержания. На всех знаках по-русски напечатано, что подделка преследуется законом. Уместно к этому заметить, что деньги в Ведено печатались известными еще в царское время русскими и чеченскими фальшивомонетчиками. Имеются надписи, выполненные по-французски, как это было принято для российских государственных и казначейских билетов.
Из-за отсутствия самых необходимых полиграфических средств для выпуска бумажных денег, денежные знаки Узун-хаджи созданы одним из самых простых способов - литографией. Это способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изображения на литографический камень наносят жирной литографической тушью. Этот способ печати позволяет широкое тиражирование. Резчиков камней было несколько человек. Некоторые из них оставляли свои пометки на блоке камня. Известно, что автором одной из матриц реверса купюры в 500 рублей является Саламов Абдул-Халим из села Шали. Небольшое количество купюр по 500 рублей было напечатано на специальной бумаге с водяными знаками. Эта бумага имела скандинавское происхождение. Основная же масса денег выпущена на бумаге плохого качества без водяных знаков.
Официальных сведений об эмиссии денежных знаков Северо-Кавказского эмирата не имеется. Известно только, что количество выпущенных знаков было небольшим. Они имели хождение не более 2-х лет на ограниченной территории в горах Чечни и Дагестана.
Деньги Узун-хаджи, с точки зрения техники исполнения и дизайна, имели следующие недостатки: примитивный способ изготовления, плохая бумага, буквы и цифры одних и тех же купюр имеют разные размеры, номера серий проставлены в разных местах, имеют место орфографические ошибки (на купюре в 500 рублей) и несовмещение цветовых красок. Любые деньги имеют свои недостатки. Деньги Узун-хаджи, выпущенные в экстремальных условиях, имеют на то больше оправданий.
В начале 1920 года министру финансов Абдул-Азыму Абдуллаху было дано поручение эмиром Узун-хаджи подготовить выпуск монет собственного образца. Они должны были выполнять функции мелкой разменной монеты, поэтому предусматривалось изготовить их из меди. Нашли и способ заготовки сырья-меди. В районе Гудермеса бычьими упряжками переворачивали железнодорожное полотно, останавливали поезда и с паровозов снимали котлы и прочие детали из меди. Так же были разосланы порученцы по селам для закупки у населения медной посуды. В дело шли и 2-копеечные монеты царской чеканки, как готовые заготовки. Заказ был размещен в селе Шали у «мастеров монетного дела», известных еще с царских времен как искусные фальшивомонетчики, занимающиеся подделкой царских серебряных рублей довольно приличного качества. Монеты были заказаны двух номиналов - ½ тумана и 1 туман (туьма). Монеты представляли собой медный круг правильной формы с гербом эмирата, номиналом и надписями арабской графикой.
Когда небольшая партия этих монет была готова, состоялось совещание у эмира. В ходе обсуждения выяснилось, что изготовление монет обходится государству дороже, чем их нарицательная стоимость. Выпуск монет эмир не утвердил. Заказ был аннулирован. Возникает законный интерес, куда же делась готовая партия монет. После совещания мешочек с монетами был отдан рядовому кассиру из села Алхазурово с правом распорядится им по своему усмотрению. К сожалению, за давностью времени моей беседы с ними (1976 г.), имя его мною забыто. Придя домой, он разбросал монеты по огороду, а мешочек из плотного материала с тесемкой по-хозяйски прибрал. Эти монеты сейчас являются большой нумизматической редкостью. В моей практике монеты Узун-Хаджи встречались дважды (в 1977-ом и 1999-ом годах).
Денежные знаки, как металлические, так и бумажные, являются одним из признаков государственности. Денежные знаки Северо-Кавказского эмирата, несмотря на непродолжительный период их функционирования, стали заметным явлением в истории Чечни.
1 - Картуш (фр.) - украшение в виде щитка или декоративной рамки на документах, на котором изображены герб и надписи.
2 - Вийдана, Ведана (чеч.) - Ведено, название населенного пункта на территории Чеченской Республики.
Об авторе:
Альви Муцаев родился в 1951 году в Восточно-Казахстанской области. После окончания в 1974 году Грозненского нефтяного института трудился инженерно- техническим работником в строительстве. С 1997 года работает в сфере культуры республики. В периодической печати неоднократно публиковались научно-популярные статьи автора на историческую тему («Нумизматика», «Старинное огнестрельное и холодное оружие», «Ювелирное дело в Чечне»). С 1997 года является заместителем генерального директора Национального музея Чеченской Республики. Заслуженный работник культуры Чеченской Республики.
Литературно- художественный журнал "Вайнах",
№ 8 август 2009 год Все права защищены. При перепечатке ссылка на сетевую версию журнала "Вайнах" обязательна.