Аждахак - = Дахак. Пехл. dahag, azdahag, авест.
azi-dahaka-, m. «змей Дахака»; новоперс. azdaha «дра-
«дракон». Имя змея, дракона. Другое имя этого змея- Бе-
варасп, «обладающий мириадом коней», - происходит
от его эпитета.
Образ имеет множество параллелей в индоевропей-
индоевропейской мифологии, соответствует ведическому Ахи Будх-
нья. В авестийской традиции Ажи Дахака- трехгла-
трехглавый змей, самый сильный из всех творений Ахримана.
Убив Йиму (пехл. Йим), Ажи Дахака становится царем
и правит до тех пор, пока его не побеждает Траэтаона
(пехл. Фредон), который заковывает его в цепи и под-
подвешивает в вулканическом жерле горы Дамавенд.
В конце мировой истории, во время заключительной
битвы Добра и Зла, Ажи Дахака вырвется из оков,
и окончательную победу над ним одержит Керсаспа
(пехл. Керсасп) или Сам.
В пехлевийских источниках образ Аждахака подвер-
подвергается историзации: дракону приписывается человече-
человеческий облик, он наделяется чертами чужеземного царя,
противника зороастрийской веры, и упоминается наряду
с другими врагами: «Ахриман... пожелал, чтобы Бева-
расп, Фрасияг и Александр стали бессмертны, но Ормазд, к большой пользе, сделал так, как всем известно»
(т.е. не позволил сделать их бессмертными) (MX, 25);
«...в конце концов боги не одобрили тиранию Дахака,
туранца Фрасияга и Александра Румийского и уничто-
уничтожили их своей чудодейственной силой» (Кн, XII, 11).
Дахак, как Фрасияг и другие враги веры, совершавшие
злодеяния, заслуживают смерти и подвергнутся особому
наказанию- наказанию трех ночей (Бд, 68). Правда,
была польза в том, что власть находилась в руках Ажда-
хака и Фрасияга- иначе Злой дух передал бы ее дэву
злобы (см. Хегим\ а у него власть нельзя было бы отнять
вплоть до воскрешения и конечного воплощения, «потому
что она бестелесна» (MX, XXVII 34-37). В качестве зем-
земного царя Аждахак получил от Ахримана власть над ми-
миром на тысячу лет (MX, 64; Бд, 74); он обращался за по-
помощью к Ахриману у реки Спед в Адурбадагане (Бд, 12).
Отголоски авестийского мифа об убийстве Ажи Да-
хакой Йимы имеются в Бд, 107: «...огонь Фроба спас
фарр Йима от рук Дахака». Об избиении и связывании
Аждахака Фредоном говорится в MX, XXVII 38-39, а о
том, что Аждахак был привязан (Фредоном) к горе Да-
мавенд - в Бд, 44. Из ШнШ, 79: «...известно, что Фре-
дон хотел убить Аждахака, но Ормазд сказал: „Не уби-
убивай его сейчас, чтобы земля не наполнилась вредными
тварями"»- следует, что последние происходили из
тела Аждахака. Имя Аждахака в A3, 39 и 114 - «битва
родичей Виштаспа с Аждахаком» - упомянуто в пере-
переносном значении: здесь Аждахак является воплощени-
воплощением врагов зороастрийской веры, которых одолел Вит-
тасп со своими братьями и сыновьями.
Определение Дахака - Вадаган (MX, 64).
Российская академия наук
Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения
О.М.Чунакова
ПЕХЛЕВИЙСКИЙ
СЛОВАРЬ
ЗОРОАСТРИЙСКИХ ТЕРМИНОВ,
МИФИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ
И МИФОЛОГИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ
Москва
Издательская фирма «Восточная литература» РАН
2004