Тройка президентов-бездарностей и "базовые принципы урегулирования"

May 27, 2011 11:05

Обама, Саркози и Медведев вновь порадовали Армению и сопредельный ей регион новым заявлением по Арцаху: www.itar-tass.com/c96/151178.html . Ничего нового даже писать не надо. Прошлогодние тексты один в один подходят и к данному "неоригинальному" заявлению. Интересующимся - приятного повторного чтения. )))

Перевод моего вчерашнего интервью информационно-аналитическому порталу www.7or.am. www.7or.am/ru/news/2010-06-28/15677/

Интервью с членом инициативной группы партии “Армянский выбор”, жителем города Карвачар Александром Кананяном

1. Как Вы оцениваете последнее заявление президентов Медведева, Саркози и Обамы по нагорно-карабахскому урегулированию?

Считая главным виновником в сложившейся вокруг Арцахской проблемы ситуации армянскую власть, не могу не отметить, что последнее заявление президентов стран сопредседателей Минской группы, касающееся урегулирования Арцахской проблемы, показывает, что политическая безответственность этих лиц продолжает находитсья за пределами допустимых для деятелей подобного ранга границ. Обама, Саркози и Медведев хорошо знают (или обязаны знать), что даже частичная реализация указанных ими “принципов урегулирования” равнозначна физическому уничтожению арцахского армянства и невосполнимой ликвидации устоев безопасности всей Армении. С каким бы намерением и с каким подтекстом бы не были вновь озвучены эти “принципы”, они очевидно не служат заявленной цели укрепления стабильности и предотвращению кровопролития. Если мы попробуем проанализировать цель второго по счету совместного заявления по Арцаху, то такого рода заявления либо становятся декларативной традицией наподобии ежегодного выступления президента США в связи с поминовением под иной формулировкой жертв Геноцида армян, либо свидетельствуют, что президенты достигли определенной договоренности о переделе сфер влияния в Армении и сопредельном ей регионе (“Южный Кавказ”) и стремяться предопределить вектор развития событий в нужном им русле. Не исключаю, что для расшатывания нынешнего “статус-кво” некоторые из президентов готовы спровоцировать краткосрочную войну для вмешательства в конфликт и проведения в разных частях конституционной территории НКР “миротворческой” операции. Считая бессмысленным вдаваться в дебри подкрашенных формальным миролюбием планов глав сверхдержав, хочу заметить, что Армения и Армянство находятся вне рамок механизмов концептуального проектирования их стратегических школ. Армения очень непредсказуемая страна и они должны трижды глубоко подумать, прежде чем предпринимать шаги к провокациям и войне, с целью окончательного нарушения существующего статус-кво. Никто из внешних центров сил не имеет достаточных гарантий, скрепленных трехсторонней всеобъемлющей договоренностью, что ситуация не будет развиваться в непредсказуемом для них русле. В такого рода играх все стороны “кидают” друг друга - кто как и когда сможет. В регионе, столь полном неопределенностями и непредсказуемыми развитиями, стремиться протащить такие “принципы урегулирования”, которые обязательно выльются в неуправляемую войну, является большим неблагоразумием с точки зрения национальных интересов тех же США, России и представляющей Евросоюз Франции. Армянский народ не раз обращал в ничто и переворачивал ту игровую доску и ее правила, которые изначально предопределяли попрание нашего права на существование. Если же президенты залогом успеха своих планов считают правящую в Армении администрацию или идеологически идентичных ей лидеров оппозиции, то они вновь сильно ошибаются. Думаю, что уже пришло время для того, чтобы занимающиеся международным признанием Геноцида армян американцкие и французские диаспоральные круги как можно быстрее публично обвинили бы Барака Обаму, Николя Саркози и Дмитрия Медведева в пособничестве провоцированию нового геноцида армян через навязывание так называемых “принципов урегулирования”. Фактологически указать на причинно-следственную связь между “принципами урегулирования” и проистекающей от их претворения в жизнь реальности нового геноцида не представляет особого труда. Диаспора обязана потребовать от президентов стран, гражданами которых они являются, отказаться от преступных поползновений на поддержку турецко-азербайджанской геноцидальной политики в расчете на переходящие и сомнительные геополитические выгоды и содействовать становлению реального мира в регионе и восстановлению попранных Геноцидом международных прав республики Армнения.

2. Ваше мнение об отзыве министра иностранных дел РА Эдварда Налбандяна на это заявление?

Только одно словосочетание - преступная безответственность. Конечно, найдуться люди, которые в этом позорном отклике увидят очередной “перл” дипломатической “гибкости”. Но время “гибкой” дипломатии пока прошло, а в случае с таким безыдейным и несостоятельным деятелем как Э. Налбандян само слово “дипломатия” звучит нелепо. Вместе с тем я не сторонник лозунга “Налбандян уходи!”, поскольку он всего лишь исполнитель. Исполнители также ответственны перед Армянской государственностью и судом Армянской истории, хотя один эпизод, как Солана “подергал за щечку” достаточен, чтобы мы исполнились к сему лицу чувством неподдельной жалости.

3. Э. Налбандян по существу положительно оценил данное заявление президентов стран сопредседателей МГ ОБСЕ. Можно ли тем самым сказать, что предложенный в этом заявлении вариант урегулирования приемлем для армянской стороны.

Знаете сколь сложно непрестанно говорить об аксиоматических в своей очевидности реалиях. Поэтому, с Вашего позволения, я процитирую заключительный абзац из распосстраненного еще в прошлом году нашего официального заявления по поводу обнародования “мадридских принципов” - “Инициативная группа партии “Армянский выбор” констатирует, что, оценившая “мадридские принципы” в качестве положительных и выразивший готовность вести переговоры в очерченных ими доминантных рамках, администрация Сержа Саргсяна ставит себя у порога окончательной потери последних остатков конституционной легитимности. Подписание на уровне президента или министра иностранных дел РА любого документа, в том числе и рамочного соглашения о принципах урегулирования, в котором полностью или частично будет выражено согласие на любую из составляющих “мадридских принципов”, в частности даже на минимальные территориальные уступки, “возвращение беженцев”, проведение “миротворческой операции” или на отложенный на неопределенные временные рамки “референдум” должно привести к безоговорочному отстранению от власти Сержа Саргсяна и его изначально несостоятельной администрации”. Думаю, что Ваш вопрос о “приемлемости” “принципов урегулирования” получил однозначно отрицательный ответ.

4. В заявлении трех президентов говориться не о зоне безопасности, а об уступке закрепленных Конституцией НКР территорий. Говоря о “взаимной уступке” территорий Арцаха для Вас приемлема сдача какой-либо из этих территорий?

Сдачу какой-либо части территории Арцаха мы не обсуждаем. Даже малейшая территориальная уступка сама по себе является не только противоправным и аморальным деянием, но и прямым посягательством на жизнь каждого гражданина Армении (и ее неделимой части Арцаха) и существование самого Армянского государства. Даже малейшая уступка немедленно обрушит нашу оборонительную систему, созданную кровью и лишениями тысяч наших соотечественников и поныне являющуюся единственным действенным гарантом нашей безопасности. Даже простое обсуждение возможности территориальных уступок является недопустимым ударом по стержню нашей национальной безопасности и лица, увлеченные подобными противоестественными категориями, должны быть немедленно и исчерпывающим образом выведены за пределы политического поля Армении.

5. Чем же является для Вас понятие взаимных уступок?

Не желая чрезмерно углубляться в описание широких возможностей, предоставляемых нам различными “правовыми папками” скажу лишь следующее - в результате полного провала развязанной Азербайджаном против Арцаха геноцидальной войны сформировалось нынешнее статус-кво. Вне нашего контроля остались прежде армянонаселенные и историко-правовым образом принадлежащие Армении обширные территории. Произошла передислокация армяно-азербайджанского населения в соответствии с зонами конроля сторон. Итоги подобных передислокаций были подтверждены международным сообществом в Боснии, Хорватии, Косово. Азербайджан должен признать поражение своей геноцидальной политики и удовлетвориться дарованной нами этой стране величайшей уступкой - перемирием. Только от Азербайджана зависит, перерастет ли это перемирие в стабильный мир (пока будет длиться военно-политическое равновесие) или в развязывание новой войны, в следствии которой произойдет освобождение Гардманка и оставшейся части равнинного Утика (правобережье Куры).

6. Прошу Вас, как жителя Карвачара, рассказать о настроениях жителей Арцаха в связи с возможностью сдачи территорий.

Народные массы населения Арцаха еще не верят, что Серж Саргсян может помыслить о сдаче территорий. Хотя в этом смысле сомнения постепенно растут. Однако, следует понимать, что в отличии от, скажем, жителей Амасии арцахцы и сюнийцы прекрасно осознают ту непосредственную и основополагающую роль, которую играют эти территории для физической безопасности их семей. Такого предательства здесь не простят. Во время своей апрельской пресс-конференции я попросил нынешнюю администрацию помнить о факторе полевой реальности. Некоторые из них знакомы с этой реальностью и их сознание не должно помутниться...

7. Согласны ли Вы, что в следствии “футбольной” дипломатии процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта резко активизировался и по его причине в этом вопросе Турция стала важным “игроком”.

Ваше утверждение не имеет необходимости в каком-либо дополнительном доказательстве - Вы полностью правы. Иногда, у меня складывается впечатление, что нынешняя администрация, перед тем как бесславно отправиться в лоно Армянской истории, безнадежно стремиться мерзостью “мадридских принципов”, “армяно-турецкого “футбола” и “иноязычных школ” инициативно выбиться в нем на первое место.

Интервью вела Арегназ Маункян www.7or.am

Вчера в двенадцать ночи, когда я уже спал сладким сном после нескольких дней непрестанной работы за компьютером, мне позвонил друг и предложил ознакомиться с текстом нового заявления президентов стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Президенты России, США и Франции в рамках саммита "большой восьмерки" (G8) в Канаде приняли совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту, в котором призвали лидеров Армении и Азербайджана ускорить работу над Основными принципами урегулирования конфликта с тем, чтобы приступить к разработке проекта Мирного соглашения.

"В настоящее время президентам Армении и Азербайджана необходимо сделать еще один шаг и завершить работу над Основными принципами с тем, чтобы можно было приступать к разработке проекта Мирного соглашения", - говорится в заявлении Дмитрия Медведева, Барака Обамы и Николя Саркози, которое они приняли в качестве руководителей государств - сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Три президента поручили министрам и посредникам "продолжить оказывать активное содействие Армении и Азербайджану в преодолении имеющихся разногласий в ходе подготовки к совместной встрече на полях неформального министерского форума ОБСЕ в Алма-Ате".

Лидеры России, США и Франции подтвердили обязательства оказывать поддержку руководителям Азербайджана и Армении в завершении согласования ими Основных принципов урегулирования.

В заявлении отмечается, что главы государств - сопредседателей Минской группы "рассматривают в качестве важного шага вперед признание обеими сторонами того факта, что прочное урегулирование должно основываться на ряде принципов, среди которых, в частности, возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом".

Среди этих принципов названы также определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха "путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения; право всех внутренних и перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию". Об этом сообщает РИА Новости.

В данном заявлении обращают на себя внимание словосочетания -"рассматривают в качестве важного шага вперед признание обеими сторонами того факта, что прочное урегулирование должно основываться на ряде принципов, среди которых, в частности, возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом" и "путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения; право всех внутренних и перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию". Видеть в них что-либо новое не следует, но все же в тексте есть примечательная деталь - "признание обеими сторонами... факта, что ...урегулирование должно основываться на ... ". О каком в хронологических рамках признании идет речь? Понятно, что основанная и свято хранимая учениками дипломатическая традиция первого президента всегда и публично заявляла о приверженности упомянутым "принципам". Но, как известно, то что повторяется всегда, часто теряет цену и не выбили ли у нашего президента страны сопредседатели еще одного письменного или устного (при свидетелях) уверения в своей приверженности перечисленным принципам? С нынешним президентом Армении все понятно, но как же Алиев? Он тоже готов подписаться под документом, предполагающим "промежуточный статус" и предусматривающим "обязательную юридическую силу" итогами "волеизъявления населения"? Если да, то у него наметился определенный прогресс в политическом мышлении, поскольку реализация пунктов, предваряющих "имеющее обязательную юридическую силу волеизъявление населения" делает упомянутое "волеизъявление" по сути нереализуемым. Вожделенный "Гарабах" полностью ("с потрохами") возвращается ему в руки без армян, которые к тому моменту уже "благополучно" покинут территорию через гарантируемый "основными принципами" корридор. Однако теоретически обсуждать на практике нереализуемые сценарии вещь часто бессмысленная, а в нашем конкретном случае и вредоносная. Президенты стран сопредседателей хорошо знают, что претворить в жизнь упомянутые принципы с прописанными в них компонентами на практике невозможно. Любая попытка реализовать их немедленно приведет к выходу ситуации из под контроля и новой войне. Поэтому возникает два предположения. Либо заявления президентов стран сопредседателей по арцахской проблеме становятся такой же проформой, как, скажем, ежегодные заявления президента США по Геноциду армян, или же лидеры США, РФ и Франции договорились о новых зонах раздела влияния в регионе и собираются намеренно спровоцировать войну для оправдания ввода в регион собственных сил под видом скромно и как бы ненавязчиво упоминаемой "миротворческой операции". Насколько русским и американцам удалось обговорить детали перекройки зон влияния можно только гадать. Однако примечательно, что в таких играх никакие договоернности не действуют и каждая из сторон в мере собственных сил будет кидать всех и вся. Для рассмотрения всего спектра вероятностей понадобяться десятки, если не сотни страниц аналитического текста. Хотят ли американцы выйти к Араксу? Убедили ли они Алиева, что единственная возможность вернуть часть "утерянных процентов территории" есть согласие на их возвращение Азербайджану через миротворческое действие войск США или иных западных стран?

Повода для паники у нас нет. Просто нужна твердая воля, которая имплицитно есть в народе, но которой начисто лишена элита лавочников. Именно ей мы должны быть благодарны за ту позорную ситуацию, в которой оказалась Армения, ставшая разменной монетой ради сохранения их "права" заведовать складом или "разрешением" околачиваться вокруг него. Однако Армянское государство, при всем убожестве захватившей в нем власть "политической элиты", далеко не скад советского типа - в этом и заключается главная системная ошибка Сержа Саргсяна. Запущенные еще во времена "Второй республики" и вышедшие на новый функциональный уровень с момента провозглашения независимости Третьей республики государственнообразующие системные процессы действуют вне зависимости от мировозренческого убожества, личных и групповых паталогий властной элиты. Новое поколение имеет совершенно другое видение ситуации и надо только дать им время встать на ноги. Попытка реализовать хотя бы один из упомянутых "принципов" станет системным вызовом самому существованию Армянского народа и государства, что может немедленно запустить в обществе процессы совершенно другого уровня, которые уже не раз демонстрировали не только свою "неподконтрольность" внешним давлениям, но и несоразмерную своей материалной составляющей силу разрушительно-карающего противодействия. Вообще же, следует признать, что в "хитросплетениях" собственной политики запутался не только погрязший в "открытотуркограничной" и "иноязычношкольной" эротике президент Армении, но и мировые центры силы. Армения и сопредельный ей регион не то место, где можно ввязываться в очередную провальную авантюру. Слишком сложный регион, слишком много мировых и региональных игроков и, самое важное, чрезвычайно высокий риск развития событий в совершенно непредсказуемом русле. Иррациональность - главная скрытая опасность для всех внешних игроков, преступающих географические границы Армянского мира и стремящихся вести здесь свою собственную игру. Она (т.е. иррациональность) во всем - в истории, в людях, в самой природе Нагорья.

Не вдаваясь более в тему многоуровенной иррациональности Армении и сопредельного ей региона, признаем, что каждый из народов ответственен за собственную судьбу. Армения должна быть готова в случае нового обострения ситуации вновь проявить свою волю к жизни и она ее безусловно продемонстрирует. Что и как бы не "замышляли" внешние силы, им придется в полной мере ощутить "особенности" армянского фактора, который не раз в истории не просто мешал карты, но и переворачивал стол в международной политике. Внешним центрам силы стоит внимательнее просчитать, насколько целесообразным является "разворошение" пламени войны в регионе и готовы ли они сами направить ее языки в удобном для себя направлении и не обжечся.

P.S. И совсем забыл сказать: Ну никак не угомонятся со своим "Хельсинским заключительным актом", который давным давно "сгнил на помойке" международных процессов. Постоянная привязка сего абсолютно анахроничного акта к Армении демонстрирует полную неадекватность внешних игроков, однако следует винить и Сержа Саргсяна, который безответственным образом допустил упоминание хельсинского акта (в самом по себе недопустимом) майндорфском тексте .

Политика, Арцах, Армения

Previous post Next post
Up