Айк Баланян - "Лучше пытаться спасти ситуацию, чем надеятся на эволюцию сашиков".

Apr 23, 2011 11:41

Интервью с Айком Баланяном: davgost.com/hayk-balanyan/ .

- Айк, в свое время ты сетовал, что твоя теща читает твой ЖЖ и боится за тебя. А потом и вовсе удалил свой довольно популярный блог и ушел заниматься реал политикой. Твоя теща перестала бояться? ))) Ну а если серьезно - не жалеешь, что вынес сам себя из блогосферы и планируешь ли вернуться в ЖЖ?

- Нет, не жалею, что стер блог, и возвращаться не намерен. Сейчас теща боится еще больше.
Это просто стало не интересно, да и в 40 лет вести публичный дневник… Хотя может быть это тоже нужно. Но я постараюсь эту энергию и время использовать с пользой для дела.

- Говорят, что как-то во время боя ты убил за пару часов то ли 6, то ли 8 азеров. Что чувствует человек, когда отправляет на тот свет столько живых существ? У тебя были какие-то эмоции, осмысление, или было не до этого?

- Это было за полдня, а не за пару часов. В 1992 году 6 армян в Кармире ( в основном из арабкирского отряда) отбили атаку азеров, потеряли одного убитым и одного раненным, потом на поле боя собрали 68 автоматов и трупов…Скольких азеры успели утащить не ясно. Были случаи гораздо похлеще.
Чувства - трудно объяснить ощущения, непередаваемая смесь страха и ненависти, внутренней агрессии и злости. Это я потом уже почитал в книжках, состояние аффекта, психология боя. Враг не воспринимается как “живое существо”, это просто цель, в которую нужно попасть, как охотник за дичью (за оленями?). А эмоции - это злая радость когда видишь, что попал.
Да, еще обостренное ощущение всего: пространства, запахов, ветра… Все ощущения обострены.

- Война, как правило, является следствием неудач на политическом и дипломатическом поле. Иногда случается так, что политика и дипломатия бессильны. Что для тебя лично война?

- Кровь, смерть, потери, горе. Ничего хорошего в войне нет. С другой стороны Величие человеческого духа, солдатское братство, ощущение единства, единой цели, смысла жизни, ценности жизни, полная переоценка ценностей, абсолютная простота, прямота человеческих отношений, до примитивизма иногда, четкая граница лжи и правды, друга и врага. Но в любом случае, война это страшное горе, и никакая романтизация не скрасит ее. Хуже войны лишь добровольное поражение, капитуляция, добровольный отказ от своих прав.

- Ты как-то заявил, что побеждать надо не на выборах, а в первую очередь на идеологическом поле. Между тем, идеологическая война подразумевает присутствие в информационном поле. Отказавшись от участия в выборах, вы по сути изолировали себя от значительной части информационного пространства - насколько это оправданная жертва? Можно ли восстановить потери наличием своего сайта в интернете и периодическими заявлениями от имени партии? Мой вопрос касается именно информационного поля - где еще вы представлены?

- Вне зависимости от доступа к СМИ, в идеологическом плане в Армении тишина и вакуум. Собственно контента практически нет, а качественного тем более. Есть лишь отдельные удачные и не удачные вкрапления, статьи, идеи, попытки отдельных людей и по ограниченному кругу проблем, того же А.Пепаняна, А. Айвазяна, А. Папяна и других, но им даже не отвечают и не аппелируют, общественных обсуждений просто нет. Бурные обсуждения идут в русле актуальной политики и права, но не идеологии. Т.е. сначала нужно задать определенный дискурс, и тот кто его задаст, тот вне зависимости от доступа к СМИ и актуализириется сам. Вопрос в том, как это сделать. В современной Армении до сих пор единственную осмысленную и целенаправленную заявку на идеологию сделал лишь Тигран Саркисян (для Тер-Петросяна вопроса идеологии просто нет) и то вопрос для меня открыт, стоит отвечать этому маразму или нет?
Что касается участия в выборах, то мы будем участвовать в политическом процессе, не участвуя в выборном и поддержим в случае фальсификаций выборов любого, кто реально будет защищать соблюдение закона и прав избирателей. На сегодняшний день мы не видим на политическом поле ни программы, ни персонифицирующего ее кандидата, которых мы могли бы рекомендовать нашим сторонникам для поддержки. Пока - так, хотя время еще есть. Вместе с тем, мы убеждены, что авторитарная власть и криминальная элита выборами не меняются, поэтому только методами прямой демократии возможно вернуть власть народу, а участие оппозиции в выборах лишь укрепляет режим, отвлекает ресурсы, силы и время от реальных задач. Дело в том, что власть в Армении легальна, но не легитимна. Она легальна, поскольку ее де-факто существование связано с формальным исполнением “протокола”, определенных процедур, предписанных Законодательством. Но она не легитимна, поскольку в ходе ритуального отправления этих процедур игнорируется фундаментальный принцип принадлежности власти народу. В этих условиях, режим будет стараться лишь подчеркнуть свою легальность, в очередной раз отправляя выборный ритуал. Но ритуал останется ритуалом и не станет иполнением буквы и духа Закона. Но легальность вторична по отношению к легитимности, легальность является производной от легитимности, а не наоборот.
Что касается собственно информационного поля, то, конечно, сайта, социальных сетей и сообщений в чужих газетах мало, поэтому мы активно проводим контакты и встречи с людьми, специалистами, с членами разных групп, с конкретными активными людьми и общественными организациями. Общение вживую, точечно, с целевой и подготовленной аудиторией гораздо важнее, чем просто бить по площадям.

- У каждой политической организации есть свой рецепт, как все улучшить. В чем заключается рецепт от «Сардарапата» и улучшиться ли от этих шагов что-то?

- Я как то читал доклад на эту тему. В Армении проблемы можно свести к трем Д: Деиндустриализация, Депопуляция и Десоциализация.
Десоциализация, как просцесс разрушения общества с советским, но все же с средним классом, деформация пропорций между производящими и обслуживающими, бюрократией и не бюрократией, по сути ликвидация класса промышленных рабочих, изменения роли мужщин и женщин, катастрофическое ослабление социальных связей, десоциализация индивидуумов, как носителей каких-то убеждений и знаний, т.д. и т.п. Т.е. десоциализация в самом широком смысле этого слова - вот главная проблема страны. И политика государства, помыслы элиты должны быть обращены на это как на угрозу безопасности государства - даже за счет чисто экономических каких-то показателей, статистики и налогов. Это главный приоритет, социум важнее экономических показателей.
А рецепты традиционные: смена политической и экономической олигархо-криминальной элиты; социальное, политическое и экономическое восстановление, реабилитация среднего класса целенаправленной политикой государства; личный пример новой элиты, жесточайшее исполнение закона без всяких политических целесообразностей, восстановление идеологической, ценностной составляющей общества и многое другое.

- Есть определенные двойные стандарты в политике националистических организаций. Будучи в оппозиции, они декларируют одни идеи, а придя к власти и столкнувшись с определенного рода внешними факторами, им приходится вести совсем другую политику. Я не беру в расчет государства-изгои - у них у всех есть богатые ресурсы для изолированного существования. На твой взгляд, от каких моментов армянским националистам придется так или иначе отказаться, если придут к власти? Можно ли не отказываться, но при этом не спровоцировать кризис на внешней арене с последующим на внутренней? Понимаю, что возвращаемся к предыдущему вопросу про рецепты от «Сардарапата», но тут хотелось бы более детально все рассмотреть.

- Армянский национализм в своих корнях архаичен и примитивен, как следствие воззрений и убеждений любого народа вне государства, поэтому он аппелирует всегда к внешнему врагу, без него он попросту не существует, это единственное оправдание его существования. Тогда как потребности государствообразующего народа гораздо выше и глубже. Вот отказ рассматривать, использовать слово “народ” в этом плане крайне примечательно. Используется слово “азг”, как нация, подразумевая под этим какую-то метафизическую категорию, крайне возвышенную и опрадывающую сужение круга ответсвенности адептов такого национализма. Слово “народ” же предполагает уже некую социальную, экономическую отвественность, приземленность и разнообразность, от которой такие националисты бегут не находя ответов. Должен сказать, что в целом и слава Богу, этой пещерный национализм конкретно в Армении отмирает и формируется новое, современное понимание ответственности за свою страну и народ, где внутренние проблемы страны, государства занимают первое место.
Врагом нации является армянский офицер убивающий армянского солдата, а не тот, кто об этом преступлении сообщает обществу, и никакие мундиры и ложно понимаемые “интересы” не идут на пользу “национальным интересам”. Национальный интерес - это хорошая армия и соблюдение законности, а не потемкинские деревни и надувание щек. В конечном счете есть простой способ решить проблемы - это навести порядок в армии…. Просто и ясно! И никакая агитация и пиар-шмиар не понадобятся. Все очень просто, но не делается.
Является ли такой подход националистическим - не знаю, да и не важно. Другое дело, что я исключаю приход к власти тех, кого считают у нас националистами традиционно. Этот традиционный национализм национального меньшинства вне государства как рудимент сохранился лишь в Диаспоре, в Армении он уже не актуален. Поэтому националистам придется серьезно менятся, чтоб прийти к власти.

- Вся история стран, в которых происходили перевороты, развивалась по одному и тому же сценарию - страна впадала в период, когда после первого переворота шел второй, третий, а вскоре от ресурсов государства ничего не оставалось и оно уходило в полный аут. В редких случаях все заканчивалось жесточайшей диктатурой с полнейшим произволом властей и репрессивным режимом. Третьего не дано, как бы. Достаточно полистать ту же Википедию по названиям Латиноамериканских и Африканских стран, чтоб убедиться в этом. Почему в Армении такое большое количество сторонников именно силовых методов политической борьбы? Они не знакомы с опытом других стран?

- Первое, у нас уже была цепь переворотов: 1991год - взяли Бастилию, потом Робеспьер и Сен-Жюст вместе с советской бюрократией взяли реванш у санкюлотов Вазгена Манукяна, потом Гора убрала либералов Багратяна и Шахназаряна, между делом ушли А.Манучарян и Альберт Багдасарян, после бонапартисты убрали партийную бюрократию АОД, после жирондисты уничтожили боевое крыло АОД, сейчас престарелый Дантон и Жиронда ведут новую борьбу за Конвент.
Второе. Вообще-то кроме истории стран в Латинской Америке есть история США, Англии, Голландии, соседней нашей Турции и Ирана и многих других стран.
Третье, у нас уже есть “от ресурсов государства ничего не оставалось и оно уходило в полный аут. …..с полнейшим произволом властей и репрессивным режимом “. И все революции происходили именно по этой причине, а не из-за полного благоденствия и правопорядка. Просто надо учитывать, что только животным, “хлебом единым” люди не довольствуются, нужны еще и права. Поэтому можно проследить народные волнения также и в относительно зажиточных странах, а уж в полуголодных сам Бог велел. В Армении налицо оба фактора: жесточайший экономический кризис и правовой произвол, вкупе с удручающей моральной атмосферой в стране.
Силовой же метод смены власти выбрала армянская власть, не оставив альтернативы выборов. Это прямой месидж власти народу. Какие-то наивные ожидания эволюции власти гохаканов давно в прошлом, поэтому единственный вариант, который ожидает Армению - это уличное противостояние. Для выхода же из порочного круга силового захвата власти нужно создать конституционный порядок, что есть смерть для действующей элиты во и вне власти.
Ну и основная причина, по которой сторонники силового варианта стабильно увеличиваются - это понимание ситуации в которой оказалась страна, а она катострафическая. Особенно это касается демографической ситуации. Собственно недостаток молодежи и постоянный экспорт лишних безработных рабочих рук спасает режим от краха, но ведет страну к краху…. Нам грозит цивилизационная деградация, когда грамотные, продвинутые люди попросто не захотят жить в сугубо азиатской, отсталой аграрной стране, региональном центре секс-услуг для “развития” мусульманских масс в правильном тренде. Аграрную страну я конечно погорячился, правильнее 40% аграрную страну, так как по официальным данным 40% сельскохозяйственных земель в Армении не обрабатываются, крестьяне разоряются и уезжают в Россию, а земли скупают новые лорды для крупных латифундий, такое новое огораживание, бараны поедают людей.
Народ просто не хочет жить в такой депрессивной стране, воинский прызыв уже не могут обеспечить. Молчать и делать вид, что обойдется? Пиаром(задуриванием масс) заниматся? Смешно. Страна просто уезжает, не хочет ни этого пиара, ни этой демагогии, ничего не хочет…голосуют ногами. Нет уже ни количества ресурсов, ни качества, ситуация дошла до опаснейшей черты.
Поэтому, если сейчас не остановить сползание страны в аут и полную цивилизационную деградацию, то после десоциализация и регресс страны примут необратимый характер и понадобятся десятилетия повторной модернизации общества из средневековья.
Что касается возможных развитий, то на первом этапе каждая предреволюционная ситуация мобилизует людей очень разных взглядов в одном деле, после уничтожения обьеденяющего врага в лице власти, закономерно начинается распад коалиции революционеров, с поеданием бывших товарищей. Естественно это все связяно со страновой спецификой, с субьективными факторами, но лучше пытатся спасти ситуацию, чем надеятся на эволюцию сашиков.

- Твой прогноз в ситуации с Раффи. Наследию удастся стать флагманом оппозиции? Как тебе вообще эта новая тенденция - вести борьбу в рамках политического поля?

- Нет, Раффи не сможет стать флагманом оппозиции. У нас развивается арабский вариант, бунт назревает без явных лидеров и ведущих организаций. Те же братья-мусульмане появились на площади Тахрир на 4 день противостояния, когда поняли масштаб явления. Все организации ведущие борьбу в рамках политического поля будут также деактуализированы, как и делегитимизированная действующая власть.
Общество начинает системно не признавать ни эту власть, ни эту оппозицию, ни эту систему взаимоотношений, ни эти выборы, ни эти писанные и не писанные законы. С одной стороны выход в этом- эмиграция, с другой увеличение сторонников силовых действий. Сардарапат постарается активно участвовать и управлять этими новыми процессами, как это получится-время покажет. Власть сама выпустила джина из бутылки, и на данном этапе никакая оппозиция обратно ее не загонит.

Политика, Ողբամ զքեզ, Армения

Previous post Next post
Up