Feb 28, 2011 02:03
В 1241 году, после кровавой битвы с татарами на Добром Поле под Легницей, на землю Нижней Силезии пришла беда. Крестьяне возвращались в свои сожженные дома, но не находили на пепелищах ни плугов, ни сена для скота, ни зерна, чтобы засеять пашню. Потом на дорогах появилось юродивые - безумно озираясь, они произносили неясные слова и протягивали руку за милостыней. Среди них был один слепой, который дивно играл на скрипке и звучным голосом пел псалмы во славу Господа. Люди прозвали его Прорицателем, ибо в его словах крылось предсказание:
«Божьи солнце и звезды на небе
Не тебе светят
Ибо по воле Бога и Святого Духа
Все заберет Смерть-старуха
Из земли выползет, крыльями взмахнет
И могила твоих детей травой порастет…»
Ужас охватил людей. Зашептались об истреблении рода человеческого - и предсказание сбылось быстро. Когда пригрело майское солнце и дороги после весенних разливов начали подсыхать, явилась странная болезнь. Наверное, причиной ее стали непохороненные трупы, которые после военной поры сотнями валялись на дорогах и в сожженных домах, а разносили ее мухи. Хуже всего было в лесных селеньях под Крконошами, где люди промышляли охотой и сбором грибов, ягод и смолы. Здесь, на каменистой почве, хлеб не рос, а снег, лежавший в горах дольше, чем везде, не давал сеять ни просо на кашу, ни ячмень на лепешки. Да и остались там только бабы и дети - всех мужчин, метких лучников, еще до войны князь Генрих Набожный забрал в Легницу, в свои войска.
Ни один из них не вернулся домой, под Крконоше. Все погибли в битве с татарами, и среди них - Вавжон по прозвищу Сова, из лесного селения у реки Каменной. Его сын Вавжуш остался в доме единственным кормильцем. Пас тощую козу, ловил в силки белок и птиц, чтобы прокормить мать и младшего брата.
Так было до той ночи, когда у них остановился слепой пророк. После ужина пророк настроил скрипку и запел:
«Есть Муранский остров в Италии южной
Там люди не хлопочут, чем напитаться утром
Ведь на острове том живет Стеклянная Госпожа
Она сыплет людям золото из своего мешка…»
Вавруш слушал песни о том, как Стеклянная Госпожа плавит в огне песок и превращает его в стекло прозрачное, как крылья стрекозы, летающей над водой, или как дымка, дрожащая над горными ручьями, и как из того стекла делают чаши для богачей и знатных господ. Долго потом он не мог заснуть - до сих пор он знал только глиняные горшки и миски, и стеклянные кубки стояли у него перед глазами, будто настоящие.
Юношу потянуло в мир - он захотел добраться до острова Мурано в далеком итальянском краю. В один прекрасный день он простился с матерью, братом, соседями и отцовской курной избой и отправился в путь, пообещав привести в селение Стеклянную Госпожу, чтобы она дала всем жизнь спокойную и в достатке.
Вавруш сдержал слово. Через десять лет он вернулся на Каменную реку дородным, небедно одетым человеком, поклонился матери в ноги и показал ей стеклянную утварь и круглый прозрачный шар. Рассказал, что богатые люди пьют из таких чаш и кубков, а стекло, оправленное в олово, вставляют в окна в замках и костелах, чтобы через него проходил свет. Потом Вавруш собрал людей и объявил, что приведет Стеклянную Госпожу, если ему помогут возвести дом для нее. Жители села взялись за работу. Дом встал посреди поляны, над ручейком, впадающим в Каменную реку. Там была огромная каменная печь, где можно было жечь поленья с человека длиной. Через некоторое время в этом доме поселилась Стеклянная Госпожа, а чтобы ей было тепло, люди рубили ей дрова и поддерживали сильный огонь в печи. Другие копали для нее песок, просевали, как мак, мыли в воде, сушили и сыпали в печь, а Госпожа платила им за это серебряными и золотыми монетами. Вавжек только руки потирал и то и дело показывал сотворенную в огне из песка посуду, которую он называл «витрум монтани» (горное стекло).
Люди в селе зажили в достатке, стали одеваться в цветное, черно-зелено-красное и не раз в гордостью смотрели, как к дому Стеклянной Госпожи подъезжают телеги купцов из дальних стран и как купцы забирают тот «витрум». Уже не тощих коз - стада коров и волов они пасли на вырубленных в лесу просеках и складывали песни в честь Стеклянной Госпожи. Ели жирно и обильно, пили мед и вино - не из оловянных или глиняных чаш, а из стекла, как благородные люди, и даже летом ходили за коровами в тулупах, отчего им сильно завидовали жители соседних сел.
Но однажды Стеклянная Госпожа пропала. Вавжек нашел ее лишь через несколько дней, на посеребренной солнцем лесной полянке, где она собирала цветы. Стеклянная Госпожа велела построить себе новый дом, посреди зеленого, пахнущего смолой леса, где было достаточно деревьев для ее печи. Встал дом - красивее и больше прежнего. Через какое-то время люди оставили старые избы и выстроили себе новые возле дома Стеклянной Госпожи, чтобы до работы было недалеко. В их старых жилищах поселились жители других деревень; они стали пасти скот на поросших густой травой просеках, а в память о том, что здесь жила Стеклянная Госпожа, поселение назвали Шклярска-Поремба.
(пер. с польск. vattukvinnan)
переводы,
друзья