Справедливый Богумил

Feb 19, 2011 02:50



У батрака, которому каждый кусок хлеба дается тяжким трудом, всегда детей больше, чем у богача, с ног до головы разодетого в шелк и бархат. В одном большом городе жили король и слуга: у слуги было шестеро детей, у короля - ни одного. Король и ученым докторам, и деревенским бабам давал тысячи за один лишь совет, да все напрасно. Несчастная королева целые дни проводила в церкви, но не могла вымолить наследника.
Однажды король в гневе воскликнул: «Раз бог не дает мне детей, так пусть хоть черт даст!» Вскоре королева сказала ему, что их желание исполнилось, и король даже не вспомнил о своих кощунственных словах. В положенный срок королева родила дочь. Король себя не помнил от радости и созвал на крестины полный замок гостей из всех земель. Целых восемь дней только и было в городе слышно, что музыка и пение, только и было видно, что игры и танцы.
Принцессу окрестили Людмилой. Словно величайшее сокровище, берегли ее родители, дочка ни в чем не знала отказа. Когда ей исполнилось семнадцать лет, о ней заговорили как о самой красивой девушке в королевстве. Многие бы рады были опуститься за этой драгоценной жемчужиной и на дно морское. Но красавица Людмила ни о ком пока не думала, хотя родители уже потихоньку советовались: какой из благородных принцев достоин ее больше всех.
Однажды Людмилка сидела с родителями за столом в глубокой печали, и мать спросила, что с ней.
- Ах, матушка, - отвечает принцесса, - я не знаю, отчего мне так грустно - словно я с вами разлучиться должна.
Только мать хотела побранить дочку за мрачные мысли, как девушка почернела, словно уголь, и повалилась на пол бездыханной. Королева упала без чувств, король рвал на себе волосы, созвали полную комнату лекарей - но никто не сумел воскресить бедную девушку. Принцессу нарядили в дорогие одежды, положили в золотой гроб и похоронили в королевской усыпальнице; король повелел, чтобы день и ночь около гроба стоял караульный солдат. Вся страна скорбела о доброй принцессе, а больше всех убивались несчастные родители - жизнь стала им не в радость.
Ночью, к двенадцати часам, караульные явились сменить товарища и нашли его растерзанным на куски. С ужасом смотрели солдаты друг на друга, но никто не мог объяснить, что произошло; утром доложили королю. Король испугался и приказал на другую ночь послать в караул самых храбрых солдат, чтобы дознаться, кто растерзал часового. Но на другой день было то же самое, а потом так и пошло: солдат, что стояли в карауле с одиннадцати до двенадцати, всегда находили растерзанными. Солдаты роптали, что король из прихоти посылает их на смерть, а в народе пошли слухи, что покойница-принцесса встает из гроба. Долго так продолжалось, и в войске короля уже не осталось храбрецов - стали брать всех подряд. Каждый трясся, как осиновый лист, когда приходила его очередь, но дисциплина - крепкая метла: страшно-не страшно, а иди куда должен.
Через какое-то время настала очередь Богумила, одного из шести сыновей слуги. Это был красивый веселый парень, которого все друзья сердечно любили. Пошли его король против неприятеля - он бы не устрашился, но караул означал бесславную смерть; юноша попросил разрешения проститься с родителями. По дороге он все думал-думал и решил: чего ради отдавать себя на растерзание чудовищу? Лучше убежать. Солдат свернул с дороги и пошел к широкому полю. Шел он, шел и видит: сидит под деревом сгорбленный седой старичок, длинные усы белые, как молоко.
- Помогите-ка мне, солдатик, на ноги подняться, - позвал он Богумила.
- Пожалуйста, - ответил тот, - а если хотите, я вас и провожу, если только вам не в город.
- А в город бы вы со мной не пошли?
- Боже меня сохрани туда возвращаться.
- А не скажете, чем вам город нехорош?
- Почему не сказать, ведь вы меня не выдадите. - Тут Богумил рассказал о несчастных солдатах и добавил, что дезертировал, чтобы избежать гнусной смерти.
- Послушай-ка, я тебе дам совет, - сказал старик, когда Богумил закончил. - Чудовище, что рвет солдат на куски - это покойная принцесса Людмила, она страдает за отцовскую вину. Король противился божьей воле и пожелал, чтобы сатана послал ему ребенка, и теперь бедная принцесса одержима злым духом и ждет освобождения. Послушай моего совета - и принцессу спасешь, и сам станешь счастливым.
- Послушаю, дедушка, послушаю; и без того мне тошно, что я, как преступник какой, из войска сбежал.
- Тогда возвращайся и ступай в караул с охотой. Как придешь в гробницу, окропи себя святой водой, нарисуй круг и встань в него. Пусть вокруг тебя хоть что будет - ни на что не смотри и из круга - ни на шаг; ничего не бойся, иначе тебе конец. И завтра приходи ко мне, расскажи, что видел ночью.
Богумил поблагодарил старика и вернулся в город. Все ждали, что он станет печалиться, а он все смеялся да пел; в одиннадцатом часу взял четки и собрался в церковь. «Дай тебе бог доброй ночи, может, еще увидимся», - говорили приятели, провожая его.
«И я на это надеюсь, - перебил их Богумил. Я буду осторожнее, чем другие; вот увидите, я дознаюсь, что тут делается». Простился с товарищами и прошел через темную церковь к освещенному королевскому склепу. Там он взял одну из двадцати четырех зажженных свечей, что стояли вокруг гроба, и посветил по всем углам; но нигде ничего не было. Тогда Богумил встал посреди склепа, нарисовал круг, шагнул в него, прижал к себе оружие и стал ждать, что будет. Когда ему становилось тоскливо, он напоминал себе слова старика, и страха как не бывало. Пробило одиннадцать; золотая крышка на гробе принцессы сдвинулась, принцесса, вся черная, поднялась из гроба и стала летать по склепу, словно ведьма. Она хотела наброситься на солдата, но не смела пересечь круг; в дикой ярости принялась она срывать крышки с гробов и выбрасывать оттуда истлевших мертвецов. Так принцесса лютовала до двенадцати; в двенадцать она вскочила в свою постель, крышка закрылась, и все утихло. И хотя у Богумила хватило мужества перенести все, что творилось в склепе, он обрадовался, заслышав шаги сменщиков. Солдаты немало удивились и обрадовались, застав товарища невредимым, и хотели дознаться, что он видел.
- Что видел - вам не скажу, - ответил Богумил, ведь старик велел ему никому ничего не рассказывал. Утром доложили королю; он велел позвать Богумила к себе и приказал рассказать, что творилось в церкви.
- Ваше величество, - ответил Богумил, - я вам об этом сказать не могу, и вы меня даже не спрашивайте.
Когда король понял, что ничего не дознается, то попросил Богумила нести караул в склепе и в следующую ночь и обещал богатую награду. Богумил согласился. После обеда он пошел за город, к старичку.
- Ну, все ли удалось? - спросил старичок, который сидел под тем же деревом.
- Все, и как же я вам благодарен за совет! - и Богумил рассказал, что было в церкви.
- Ну хорошо, - ответил старик. - Иди сегодня опять в караул и делай все, как вчера. Увидишь вещи еще страшнее, но не бойся; а завтра снова приходи мне рассказать.
Богумил поблагодарил старика и ушел домой. Незадолго до одиннадцати он взял четки и бодро отправился в склеп. Как и в прошлый раз, нарисовал круг, встал в него и стал ждать. Едва пробило одиннадцать, как сдвинулась крышка, черная принцесса поднялась из гроба - и, словно по ее знаку, повалили из всех углов твари с огненными глазами, разевая на Богумила бездонные пасти. Отвратительные летучие мыши и совы летали вокруг его головы, а принцесса бесится в склепе, тут и там скачет, выбрасывает мертвецов из домовин и щерит зубы. Не устрашенный, опершись на ружье, смотрел страж на исчадия ада; тут пробило двенадцать, и все исчезло. Утром король снова выспрашивал, что солдат видел в склепе, но тот ни словом ни о чем не обмолвился. После обеда Богумил снова пошел к старичку и все ему рассказал.
- Еще одна ночь - и нечистый потеряет свою власть над принцессой, - сказал старик. - Но если хочешь услышать третий совет, обещай отдать мне половину всего, что получишь в награду.
- Отдам, дедушка, только научи, что делать.
- Иди опять в склеп, и как принцесса встанет из гроба, ляг на ее место, а над головой очерти круг. В полночь принцесса станет тебя гнать, просить, чтобы ты ее пустил в гроб, но ты того не делай, иначе тебе несдобровать. А что дальше будет - увидишь.
Богумил обещал старичку сделать все по его слову, простился с ним и отправился в город.
Когда пробило одиннадцать, Богумил уже стоял на своем месте, и едва принцесса вылетела из гроба, подбежал, лег в пустой гроб и сделал над головой круг. Снова завертелись возле него адские твари, но они не смели переступить через круг; принцесса бесновалась страшнее, чем прежде, а потом принялась гнать Богумила; увидев, что он с места не двигается, она пришла в ярость. Потом опустилась на колени и стала кротко просить ради всего на свете впустить ее в гроб, пока время не вышло, но солдат сделал вид, что не слышит. Видя, что и мольбы не помогают, принцесса стала обещать ему золота и серебра столько, что хватило бы купить целое королевство. Но Богумил и на это не отвечал. Тут гроб затрясся, все двадцать четыре свечи погасли, и изо всех углов показались языки синего пламени. Открылись гробы, из них поднялись истлевшие трупы и встали вокруг гроба. Они завели дикий хоровод и принялись щерить голые десны на Богумила. У того по всему телу выступил холодный пот; но он помнил о том, что должен исполнить, поручил себя воле божьей, закрыл глаза и лежал, словно сам умер. Вдруг все снова задрожало. Пробило полночь; Богумил открыл глаза и видит: все вернулось на свои места - а возле гроба стоит на коленях и горячо молится принцесса Людмила, еще краше, чем была раньше.
Богумил залюбовался и еще долго остался бы в гробу, не спуская глаз с молящейся принцессы, если бы не услышал шаги сменщиков. Он тихо вылез из гроба; Людмила, подняв на него глаза, подошла и нежным голосом спросила: «Как мне отблагодарить тебя за то, что ты избавил меня от сатанинских оков?» Богумил молча взял ее за руку и жарко поцеловал в ямочки на розовых щеках. Тут послышался шум, и напуганная принцесса прижалась к своему спасителю. Солдаты, которые явились сменить Богумила, сначала посмотрели в щелку в дверях - можно ли входить в склеп, и увидели Людмилу, озаренную светом. Солдаты решили, что это не иначе как ангел, повернулись и удрали из церкви; это и был тот шум, которого испугалась принцесса. Солдаты доложили офицерам, что Богумил в склепе беседует с ангелом; те доложили королю, и король тотчас же поспешил в церковь. Открыв двери, король увидел, что Богумил стоит у алтаря на коленях вместе с его дочерью Людмилой. Король еще не знал, точно ли это она или только ее дух; только когда Людмила обернулась и с радостным возгласом упала отцу в объятия, он крепко прижал ее к сердцу и заплакал. Королева как раз встала, когда король с дочерью и Богумилом вернулся в замок.
Невозможно описать радость матери, когда она снова увидела оплаканную дочь живой и во всей ее красоте! Только теперь рассказала Людмила, какие муки она терпела и как Богумил ее спас. Родители благодарили его, а король вынес ему из покоев полный мешок дукатов.
«Нет, ваше величество, - сказал Богумил, - то, что я сделал, я сделал не ради награды, а потому деньги принять не могу».
Тут Людмила взяла королю за руку и сказала: «Батюшка, он меня спас; я его люблю так же, как он меня, и лучшей наградой ему будет, если ты назовешь его своим сыном». Король на минуту задумался, но когда и королева посмотрела на него с мольбой, смягчился и дал согласие. Богумил был как во сне и сам не мог поверить, что сделается мужем прекрасной Людмилы. Король пожелал, чтобы свадьбу справили немедленно и чтобы Богумил стал королем. Но жених хотел прежде научиться управлять королевством. Король согласился, и с этого дня Богумил стал появляться везде. В скором времени он узнал нужды своего народа и понял, как всего лучше помочь людям, так что вскоре знал больше, чем сам король. Потом справили свадьбу и короновали Богумила. На свадьбе молодой король не забыл и родителей с братьями и усадил старого пастуха возле короля. Отцу больше не нужно было пасти стадо, хотя кроме прекрасного содержания, он не получил ни богатства, ни титула и так и остался прежним Войтой. Братья получили каждый по усадьбе; из них вышли хорошие крестьяне, и они не завидовали короне брата - золотой, да тяжелой.
Богумил уже какое-то время жил со своей Людмилой, и оба что ни день, то крепче любили друг друга, но не думайте, что из-за блаженства он забыл о старичке, которому был благодарен за свое счастье. Богумил часто думал о нем и везде искал его, но старичка пропал и след.
Однажды король с женой выехали за город на прогулку; вдруг кони встали у моста и не хотели дальше шагу ступить. Богумил велел кучеру посмотреть, что случилось. Кучер ответил, что у ворот сидит старый дедушка, а больше никого и ничего не видно. Тут король вышел из кареты, увидел старика и сразу узнал своего советчика. Обрадованный Богумил подбежал к нему:
- Где же ты был все это время - я о тебе везде спрашивал, но никто не мог мне ответить.
- Раз ты обо мне спрашивал, значит, и про обещание не забыл?
- Как я мог о нем забыть? От всего, что я имею, половина принадлежит тебе; пойдем скорее со мной, я покажу тебя своей жене.
- О ней-то и речь; знаешь ли, парень, в ней ведь только половина твоя!
Богумил остался стоять как громом пораженный, кровь у него в жилах словно заледенела. О таком он и не подумал.
- Предъяви мне первое доказательство того, что ты хозяин своему слову и будешь все решать по справедливости. Возьми меч, разруби жену надвое и половину отдай мне.
Богумил вздрогнул и дрожащим голосом ответил:
- Не требуй от меня такого изуверства, я готов отдать тебе целое королевство.
- Не хочу целого, - ответил упрямый старик. - Я хочу лишь половину королевства и половину жены; этого требую по справедливости. Если и ты хочешь рассудить справедливо, то без колебания пожертвуй тем, что тебе всего дороже. Великий грех совершает король, который нарушает свое слово.
Богумил собрал все свое мужество и, чтобы доказать, что не нарушит обещания, подошел к карете и рассказал любимой жене о своем тяжком обязательстве. Людмила была достойна своего мужа; чтобы не ранить ему сердце еще больше, она без лишних слов вышла из кареты и приблизилась к старику. Король думал, что тому будет жалко ее совершенной красоты, но старик был как каменный. Супруги обнялись в последний раз, король вытащил меч, замахнулся и -
- Стой! - воскликнул старик. - Это было лишь испытание, справедливо ли ты станешь править и всегда ли будешь держать слово. Теперь я вижу, что не ошибся в тебе. Оставайся таким до самой смерти, и небо тебя благословит.
И прежде, чем король с королевой опомнились, старик пропал - но навсегда остался у них в памяти.
Богумил до самой смерти правил справедливо и ласково, и для народа его правление было золотым временем.
(пер. с чешск. vattukvinnan)

переводы

Previous post Next post
Up