"Толедо": фильм о политике толерантности в средневековой Испании.

Apr 30, 2013 17:08

 

Вчера досмотрел последние серии испанского сериала "Толедо". Не скрою: сериал понравился. Хотя я не согласен с теми, кто считает "Толедо" промежуточным звеном между "Играми престолов" и "Великолепным веком". На мой взгляд, фильм интересен не столько красивыми декорациями и рыцарскими поединками (хотя всего этого достаточно), сколько затрагиваемой политической проблематикой: король Альфонсо Х Кастильский пытается утвердить в испанском обществе 13 столетия "общечеловеческие ценности" и сделать Кастилию образцовым государством, где вполне  уютненько будут чувствовать себя и христиане, и мусульмане, и само собой, евреи...

Обстановка в фильме до боли напоминает положение вещей в сегодняшней Европе. Есть  одержимый манией "прав человека" правитель (Альфонсо Х Мудрый), есть его интернациональное окружение: как те, кто помогает правителю в создании "поликультурного рая", так и те, кто активно выступает против насаждения общечеловеческих ценностей.

"Партию мира" возглавляет сам король и его "правая рука" -  главный судья Толедо Родриго де Айала, лучшие друзья которого - главы еврейской и арабской общин. Сам Родриго - воин, рыцарь, которого оторвали от привычного занятия войной и поставили управлять многонациональным городом, любой ценой сохраняя мир между представителями трех враждующих конфессий. Вот он и мечется: на войне одни законы, в мирной жизни другие. И поди разберись тут! В общем, судья Родриго - типичный образец ветерана-отставника, поступившего на чиновничью службу, смысл жизни которого - служба и исполнение приказов. В том числе, идущих в разрез с собственной совестью. На протяжении всего фильма Родриго одолевают сомнения: он вынужден быть сторонником мира с арабами, которые вырезали его семью; ради торжества "общечеловеческих ценностей" он вынужден собственноручно казнить одного из своих соратников за убийство мусульманина... Он должен, он обязан, он вынужден... И от этого невыносимо страдает.



На фото - судья-бедолага Родриго в исполнении актера Эдуарда Фарело

В общем, образ главного положительного героя авторам определенно не удался.

Зато противоположная сторона, которую можно назвать "партией войны", авторами сериала изображена более удачно. Как и следовало ожидать,  главные антисемиты и исламофобы в "Толедо" - представители католической церкви и родовитого дворянства. Архиепископ Олива и "белокурая бестия" граф Миранда (блестяще сыграны, соответственно, Рубеном Очандиано и Фернандо Кайо) - самые запоминающиеся образы фильма. Вот эта парочка заговорщиков:



Антигероям принадлежат простые, но емкие  фразы: "Миранда склоняют голову только перед Богом!" - учит граф своего нерадивого сынульку. "Обещание, данное животному, не обязательно для исполнения!" - заявляет архиепископ королю, когда тот вспоминает о честном слове, данном мавру.

Неудивительно что к "партии войны" невольно примыкает еще один "злой гений" фильма - мусульманский полководец Абу Барк (в исполнении Дэнни Холгина) , находящийся при дворе короля Альфонсо. Это политический вождь арабского населения Кастилии. Он не рассуждает о политике, общечеловеческих ценностях и любви к ближнему. Когда, следуя указанию  Папы римского, король отдает приказ католикам захватить мусульманскую святыню в Толедо, Абу Барк немедленно поднимает мусульман на мятеж. Для того, чтобы показать, что шутить он не намерен, Абу Барк берет в заложники городского раввина (который является одним из денежных спонсоров короля) а затем хладнокровно расправляется с ним.

Король Альфонсо  - вождь христиан Кастилии - слабый, тщедушный интеллигент, боящийся нарушить хрупкий мир в королевстве. Абу Барк - воин. Его цель - водрузить над Кастилией знамя пророка. Его стихия - война и он хочет войны. Потому открыто шантажирует этим короля. И изменяет присяге, как только, по его мнению, католики начинают нарушать "права мусульман".

Слабый король и молодой арабский воин - явный антагонизм христианского и мусульманского миров, столь актуальный сегодня:




Войны хотят так же граф Миранда и архиепископ Олива, мечтающие изгнать из Кастилии евреев и мавров, добиться полного торжества христианства. Потому они организуют заговор с целью возвести на престол принца Санчо - недалекого, но воинственного, а так же развязать военный конфликт с арабами Абу Барка (так же участвующего в заговоре). Война - общая цель христианских и мусульманских "радикалов". "А там посмотрим, кто кого!" - примерно так рассуждают Олива, Миранда и Абу Барк.

Становление толерантного общества и связанные с этим проблемы. Противостояние миров христианства и ислама, Запада и Востока. Слабая политкорректная Европа и  молодой агрессивный исламский мир. Ну и конечно, коварные "фашисты", которые ради торжества своих целей пойдут даже на союз с исламистами. Все это есть в "Толедо".

В финале фильма мы можем наблюдать торжество "общечеловеческих ценностей". Как пел Егор Летов: "Хорошим - хорошо, а х...м - х..во!", добро победило зло.

Но это в кино. А в истории правление Альфонсо Мудрого закончилось восстанием, во главе которого встал принц Санчо (тот самый, чья партия в фильме терпит пораженние). В историю Испании он вошел как король Санчо IV Храбрый. А еще через 200 лет после смерти короля Санчо завершилась Реконкиста, поставившая точку в стремлениях создать в Испанском королевстве "толерантный многонациональный рай".

кино, Европа, цивилизация, история

Previous post Next post
Up