Смогут ли казаки стать серьезной политической силой?

Feb 05, 2013 13:46



              
«КАЗАЧИЙ ВЕКТОР»

26 января в г.Ростове-на-Дону прошел санкционированный городской администрацией митинг, на который собралось более 400 представителей казачьих обществ Дона, Кубани, Терека и Яика (Урала). Принятая по итогам митинга резолюция отличалась краткостью и ясностью изложенной мысли: казаки России единодушно потребовали признать их народом и внести в законодательство России все вытекающие из этого изменения.

Народ, но не сословие!

В отличие от большинства деклараций, принимаемых на патриотических митингах и съездах, донская резолюция состоит всего из двух коротких абзацев. В них, ссылаясь на соответствующие пункты Конституции и других федеральных законодательных актов, озвучено требование внести изменения в соответствующий раздел Общероссийского классификатора информации о населении, «добавив под номером 26 (в алфавитном порядке) народ "Казаки"».

Резолюция направлена Президенту и Премьер-министру РФ, председателю Госдумы С.Нарышкину, председателю Совета по делам казачества при Президенте А.Беглову, другим официальным лицам федерального уровня, а так же губернаторам, главам и председателям Законодательных собраний южных субъектов РФ.

Учитывая, что значительный процент присутствующих составляли представители Терского казачьего войска, Кавказской казачьей линии, можно с уверенностью сказать: губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков данную резолюцию обязательно получит. А от того, насколько серьезно отнесется краевой глава к казачьей инициативе, во многом зависит будущее нашего региона.

«Любо!» терских атаманов

В №3 (161) от 22 января в материале «Соломинка для утопающего» мы писали о вступлении губернатора в ряды Ставропольского городского казачьего общества, высказав предположение, что это событие может придать дополнительный стимул как развитию казачества, так и изменению определенных направлений региональной политики.

Не секрет, что дальнейшая судьба казачьей резолюции во многом зависит как от ее поддержки активным казачьим большинством, так и от позиции сочувствующих казачеству региональных руководителей. В нашем случае речь идет о губернаторе-казаке В.Зеренкове. Точку зрения представителя реестрового казачества мы попросили озвучить атамана Ставропольского городского терского казачьего общества Анатолия Смольнякова (казаком этой структуры является Валерий Зеренков).

Комментарий атамана прозвучал четко: «Я считаю, что казаки являются народом. Точнее, одной из частей великого русского народа (наряду с собственно русскими, украинцами и белорусами) и, разумеется, поддерживаю данную инициативу. Тем более, что и в законе «О реабилитации репрессированных народов» о казаках говорится как о народе. Таким образом, ранее это уже было признано, но сегодня всячески замалчивается. Я так же хочу заметить, что во время переписи населения, которая проходила в 2010г., большая часть казаков указывала в опросных листах национальность - «казак».

А вот что сказал корреспонденту «Репортера» один из непосредственных участников ростовского митинга - атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков: «Митинг был давно ожидаемым, так как вопрос о признании казаков народом поднимался неоднократно… Это был позитивный шаг, так как реестровые казаки, за последние 15 лет, ни в каких массовых мероприятиях не участвовали. На митинге же в Ростове присутствовали как реестровые, так и не реестровые, и так называемые «вольные» казаки. Мнение собравшихся было единым: казаков следует признать народом, и правительству России необходимо принимать решительные шаги в этом направлении».

Несомненно, что большая часть региональных атаманов ждет реакции и собственных казаков, и представителей власти. Но то, что было озвучено мнение как части реестрового казачьего руководства, так и казаков-общественников, уже является положительным фактором. Возможно, именно им суждено стать своеобразным флагманом на новом этапе развития казачества.

Говорят историки

Уверенность казачьих атаманов не разделяют профессиональные историки. Вот мнение доктора политических наук, профессора Пятигорского лингвистического университета Сергея Передерия: «Разумеется, казаки не являются самостоятельным народом. Казаки - субэтнос, часть русского народа, можно сказать, его лучшая часть. Но требование признания народом мне абсолютно понятно: это такая эмоциональная реакция на бесправное и унизительное положение казачества как наиболее организованной части русского народа…»

Данную точку зрения разделяет кандидат исторических наук, директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко: «На сегодняшний день казачество - это этнокультурное образование с чертами этничности, близкое к субэтносу. Сегодня к казачеству нужно относиться как к социальному явлению, особому сообществу людей с устоявшимися традициями, в области культуры, быта, особенностями языка… С научно-исторической точки зрения заявления о казачестве, как о народе, имеют много сомнительных моментов. Тем не мене, некоторые признаки этничности в казачестве существуют. Они еще окончательно не сформировались, но, тем не менее, они есть».

Заметим: серьезные ученые не только не критикуют ростовскую инициативу, но и находят вполне логичные объяснения ее появления.

Голос русского народа в ином звучании

И политолог С.Передерий, и историк С.Савенко единодушно отмечают: требование признания казаков народом рано или поздно должно было прозвучать. В первую очередь, это связано с взрывоопасной демографической ситуацией, сложившейся в южных регионах России, и, в частности, на Ставрополье.

Потеря казачьими станицами своего исконного облика, угроза исламизации славянских территорий Кавказа, не может не вызывать протестов со стороны русского населения. Но региональные и федеральные власти усиленно не замечают данной проблемы, не делают попыток ограничить миграцию, которая приводит к изменению этнического и культурного облика целых районов Ставрополья.

Общеславянский организм сопротивляется, но многочисленные протесты русского населения продолжают оставаться без внимания. Демографические процессы, происходящие в славянских регионах российского юга, пущены на самотек так же, как это было ранее в кавказских республиках, где процент русского населения на сегодняшний день приближается к нулю.

Последнее требование казаков автоматически вытекает из общерусских акций народного протеста, требований обратить внимание на бедственное положение русского народа в целом. И если сегодняшние требования казачества останутся без ответа, если большая часть казаков выразит свое недоверие федеральному центру, то кто станет носителем государственнической, державной идеологии на южных рубежах России?

Автономизм как противовес сепаратизму

Угроза возможного казачьего сепаратизма является навязчивой идеей всех недоброжелателей и противников расширения прав казачества. Видя активную гражданскую позицию казаков, их упорное противостояние этнической и религиозной экспансии, противники «казачьей идеи» вспоминают о «донских самостийниках» - атаманах А.М.Каледине, П.Н.Краснове и других героях казачьего антибольшевистского движения. При этом они сознательно умалчивают о том, что именно донские и терские казаки стали главной силой, обеспечившей надежный тыл Белой армии, воевавшей за «единую-неделимую».

«Казаки никогда не были склонны к конфронтации с русским, украинским, белорусским народами» - возражает Ю.Чуреков - «Сегодня казаки наиболее последовательно выступают за максимальную интеграцию России, Украины, Беларуси и Казахстана (где еще сохраняется значительный процент славянского населения). Различные версии «казачьего сепаратизма» - это безумие, вопрос, граничащий с провокацией. Задачами казаков является укрепление южных рубежей России, казаки сегодня - главное препятствие распространению в России исламского экстремизма и сепаратизма».

Атаман А.Смольняков подчеркивает, что необходимо отличать сепаратизм от автономизма - естественного желания казаков возродить традиционные казачьи формы правления на территориях, некогда входивших в состав казачьих войск. По мнению специалистов, именно возвращение казачьего самоуправления может остановить отток славянского населения из южных регионов РФ, а в конечном итоге предотвратить сначала этно-культурную, а затем и геополитическую потерю Россией этих территорий.

Вспоминая Петра Столыпина...

Итак, требования казаков, озвученные в Ростове и поддержанные на Ставрополье - своеобразный сигнал тревоги, сформулированный и озвученный наиболее организованной частью русского народа и обращенный к первым лицам государства. Это защитная реакция здоровой части общерусского организма на вызовы глобализации, в какой бы форме они ни проявлялись: в форме западного либерального мультикультурализма или исламского фундаментализма салафитского образца.

В начале mso-ansi-language:EN-US">XX века гениальный Столыпин заметил, что народ, лишенный национального самосознания, есть навоз, на котором прорастают другие народы. Ростовские требования казаков свидетельствуют о том, что довольно многочисленная часть славянского населения таким навозом быть не желает и открыто заявляет об этом.

По словам атамана Ю.Чурекова, прошедший митинг стал первой ласточкой возвращения казаков в политическое поле РФ. «Казаки заявили, что они больше не хотят оставаться вне политики. Их задача войти в политику и со временем если не возглавить, то придать ей определенный казачий вектор, встав в один ряд с теми, кто определяет политику в российском государстве». Заявление серьезное.

Можно предположить, что в случае удовлетворения казачьих требований, именно казаки (а не многочисленные политические партии) получат исторический шанс стать политическим и боевым авангардом русской нации, главным рупором ее требований и выразителями национальных интересов. Справятся ли они с декларируемыми целями? Дорогу, как говорится, осилит идущий…

Ростислав ВОЛЬФ

(опубликовано в еженедельнике «Ставропольский Репортер», №5 (163) от 5 февраля 2013г.)

национализм, казачество, Ростислав ВОЛЬФ, Признать казачество народом!, митинги, массовые акции, Славяне на Кавказе

Previous post Next post
Up