Как Сталин День Победы "украл"

May 08, 2013 19:37

Так совпало, что на днях прочитал книгу Прудниковой "Мифология "голодомора", а сегодня в ЖЖ historian30h , который я частенько посещаю - наткнулся на обсуждение одного из отрывков этой книги, касающегося Дня победы. В данном отрывке даётся трактовка Еленой Прудниковой мотивов, которыми руководствовался Сталин при объявлении этого дня рабочим днём.
«Сколько философии развели вокруг того, что в 40-е года отменили выходной день 9 мая - мол, вот оно настоящее отношение Сталина к народу-победителю, и пр. И невдомек кабинетным сидельцам, что пресловутое 2 августа - это тень тени того, что творилось в День Победы, когда на улицу высыпали миллионы пьяных ветеранов, прошедших не срочную службу в ВДВ, а настоящую войну»

(Е.Прудникова, И.Чигирин)
К данному времени успел уже прошерстить довольно много материалов, касающихся данного вопроса, и составить собственное мнение на этот счёт. Причём, как обнаружил, моё мнение практически полностью совпало с мнением, изложенным на одном из сайтов. Так чтоб вместо того, чтоб пересказывать своими словами то, что и без меня хорошо изложено, просто даю ссылку - http://www.izstali.com/statii/138-stalini9maya.html
Но в процессе мне пришли в голову два соображения, подобных которым я нигде не обнаружил. Первое связано с тем, что я давно интересуюсь сталинским периодом истории и, соответственно, давно пришёл к выводу, что действия Сталина и его команды зачастую можно назвать жёсткими, порой даже жестокими - но они всегда были логичны. Если же логики на первый взгляд не просматривается - значит, надо искать, и, как правило, поиски заканчиваются успехом. Кроме того, Сталин и его команда старались многое предусмотреть и заранее старались сгладить негативные последствия своих решений.
(Тут нелишне напомнить правило, хорошо знакомое любому нормальному начальнику - если хочешь указать подчинённому на недостатки в его работе, при этом не убив в нём энтузиазма и не оскорбив - сначала надо поговорить с ним о его положительных качествах и достоинствах (дать, так сказать, конфетку), а затем уже переходить к собственно недочётам и промахам. И ни в коем случае не наоборот!)
Так вот, первое, на что я обратил внимание - это то, что указ об объявлении 1 января нерабочим днём и объявлении 9 мая рабочим днём появился в самом конце декабря 1947 года. И это при том, что 9 мая 1948 года выпадало на воскресенье!

Что, соответственно, имеем? Почти сразу после указа, 1 января 1948 года- народ получает конфетку в виде выходного, на который он не рассчитывал. 9 мая 1948 года народ опять имеет такую же конфетку в виде выходного, хотя официально такой конфетки уже не полагается. Затем - конфетка 1 января 1949 года, которую народ уже ожидает, и праздничный, но таки будний день 9 мая 1949 года, к чему народ уже подготовлен. На мой взгляд - тактически очень грамотно.
И второе, на что я тоже обратил внимание. В 1948 году Пасха приходилась на 2 мая, и соответственно, поминовение усопших (Радоница) приходилось на 9 мая...не спешите пинать меня ногами - я знаю, что Радоница отмечается на 9-й день после Пасхи. Но я вырос в сибирской деревне в брежневские времена и прекрасно помню, как всё село собиралось на кладбище на следующее воскресенье после Пасхи. Причём все, включая председателей колхоза, сельсовета и парторга...почему в советские времена отмечали именно в воскресенье - думаю, объяснять не надо?? И хоть клятые "коммуняки" были и в контрах с церковью и народными обычаями по многим вопросам - тем не менее, эти вопросы они учитывали. Как, думается, было и в данном случае. Ведь практически в каждой семье был погибший, причём эти погибшие были похоронены за сотни и тысячи километров...по сути, День победы 9 мая в 1948 году приходился на день всенародной скорби и плача при невозможности прийти на могилу дорогого человека...то есть на все другие мотивы объявления 9 мая рабочим днём наложился ещё и этот. В виде гипотезы - в день всеобщей скорби подчёркивать торжественность, праздничность и значимость этого дня объявлением его выходным могли счесть неуместным...
Next post
Up