Хочется высказаться, пока ощущения не потускнели. Это был странный отпуск. К подобному формату мы с моим напарником шли с 2019, когда попробовали прокатиться в Архангельскую область. В 2020
были в Карелии. И всё на машине, да на машине. В 2021, внезапно, решили
оторваться на рыбалке под Астраханью и, на мой взгляд, это была большая ошибка - много людей, много жары, много браконьеров и много грязи. Рыба была, но нагрузка на нее колоссальная - и удочки с фидерами особенно ни при чем - сети везде.
И вот решили прокатиться до хариуса. Читая про места, где он в достаточном количестве водится, и куда можно добраться, была выбрана река Шарью в Коми, приток Усы, которая, в свою очередь, приток Печоры.
Местность уже считается Крайним Севером. Там с конца мая полярный день. Ночь с темнотой появляется к августу. То есть нас ждали белые ночи. Впрочем, солнце заходило.
Выехали мы 10 июля. Вернулись живыми 23 числа. Забегая вперед, те (или им подобные) края я, пожалуй, в летнее время постараюсь больше не посещать никогда. Потому что слишком это оказалось крутовато.
Итак, наш транспорт. Рено Дастер с дополнительным багажником (шмурдяка набрали, будь здоров, и добрая его треть оказалась лишней).
А на последних этапах паром от Усть-Лыжи до Усинска.
Затем моторка "Казанка" под управлением замечательного местного жителя Петра, о котором я ниже еще расскажу.
И, наконец, в устье реки Шарью мы пересели на привезенную нами байдарку "Таймень 3". И хорошо, что она оказалась трехместной. Были времена, мы плавали на двушке втроем, и кое-как помещались. В этот раз еле впихнули в лодку все, что было с собой. В нос, в корму, в борта, в багажное место и в отсек для отсутствующего гребца.
А вот, что у нас было. Еда (овощи, консервы, крупы, приправы-соусы, соль). Выпивка (дистилляты, перелитые в балклажки, чтобы не возить с собой стеклобой и, тем более, не сорить им - всё в костер). Инструменты (топор-мультитул, ножи). Защита от медведей (прежде всего, карабин на базе АК, пукалки под патроны "Гром" и "Сигнал охотника", которые были всегда с собой, и фальшфайеры). Удочки-спиннинги, насадки-наживки к ним. Забродники по грудь, они же "вейдерсы", придумают же слово. Палатка. Два самонадувных коврика. Одежда, в том числе теплая (не понадобилась). Столик. Стульчик (один, я свой забыл). Котелок, чайник, посуда. Еды взяли много, и половину привезли обратно.
10 июля, в воскресенье, мы встали пораньше, часов в 5. И проехали примерно до хрена из Подмосковья, и вечером, примерно к 10, когда уже искали ночлег, я подбил, двигаясь в сумерках задом, ржавейшую "Нексию" с тихим юношей и его барышней, которая подкралась ко мне на считанные сантиметры и четко встала ровно так, чтобы ее не было видно в боковые зеркала (а вид из салонного был перекрыт вещами). Естественно, безо всяких фонарей. В общем, обалдел я к вечеру руль крутить.
Найти койки удалось лишь к одиннадцати. Тыркались в пару гостиниц - мест нет. Зато в той дыре, где удалось встать, они были свободны, кажется, все. Две койки, с десяток уже насосашихся комаров, почему-то обогреватель и спираль от насекомых. Грязь, мерзость и не открывающееся окно. Кажется, это был уже юг Коми.
Следующий день прошел значительно легче. Бесконечная дорога с малочисленными автомобилями. Едешь свои 108 км/ч и балдеешь, оглядывая то расплодившийся борщевик с прочей травой, то милые сердцу светлые хвойные леса с лишайником, или две стены кустов. Вечером встали уже на реке Печора, километрах, наверное, в 100 от парома, с палаткой, понятное дело. Заезжали по пути в Ухту, там закупили недостающие, по нашему мнению, продукты и выпивку. Вечер провели с кальяном и фидером у реки. Было много комаров, больше, чем мы привыкли, но по фиг. Полился репеллентом, и сразу нормально.
Во вторник быстро доехали до парома в Усть-Лыжах, и да, последняя до него сотня километров дорога перестает быть асфальтовой и становится гравийно-песчаной. Во время дождей, по словам местных, ее на колеи разбивают фуры. И на недоприводе туда соваться никак не стоит. У нас полный, и колеса грязевые, и подвеска вроде для таких дорог и создана. Но, стараясь быстрее это всё проехать (народ там, порой, тащится километров 15 в час), таки потерял где-то заглушку переднего бампера. И хрен бы с ней, теперь буду гордо ездить с дыркой. От местных слышал легенду, что по каким-то официальным бумагам дорога давно сделана вместе с мостом через реку Лыжа (сейчас он недостроен, и рядом ржавый понтон, на который было боязно соваться даже на нашем автомобиле). Но что-то не верится.
В час сели на паром. 4000 рублей, 5 часов тащились по Печоре, потом по Усе до поселка Парма. На пароме жарило солнце. И немного доставали слепни. Но в обуви и плотной одежде, было, в общем, норм.
В Усинске поели в каком-то жарком семейном ресторанчике, где даже выпивки не было (Леха принципиально пошел там в туалет и шибанул коньяку из фляги, хехе). Затем нас встретил Пётр на своем внедорожнике, мы поехали к нему на дачу, там перегрузили вещи в его катер, спустили его на воду и прошли еще километров 50 примерно часа за два.
В общем, в устье Шарью, точнее в рукаве Усы рядом, мы были уже с началом вечера, когда солнце уже не было видно. Но было светло. Теперь все время было светло. Попрощались с Петром, договорившись, что заберет он нас в следующий вторник.
Полились репеллентом снова от комаров и мошки. Раскинули лагерь. Легли спать. И лишь утром, собирая байдарку, мы узнали, что такое боль.
Всякий раз, когда появляется солнце, прилетают бесчисленные десятки слепней, я насчитал 4 их вида. Пожалуй, их можно назвать главной причиной, почему я не вернусь в те края, подчеркиваю, в жаркое время года. Однако, о них тоже ниже.
В первый день мы поднялись километров на 10. Несколько раздражало, что регулярно приходилось вылезать из байдарки и работать бурлаком: река оказалась мелкой, а местами крайне мелкой, в которых на всей её ширине не находился фарватер. Тащили волоком.
На облюбованном месте - речка то справа, то слева имеет песчанные пляжи с кустами - мы запихнули палатку в растительность от жары (между прочим, от нее мы тоже страдали почти все время до самого конца нашего мероприятия), разложили столик, пошли гулять по берегу и бросать спиннинги с легкими вертушками. Довольно быстро поймали и хариуса, и окуня, и язя. И про рыбалку далее я напишу ниже. Отмечу, что ловили почти каждый день, и практически всегда более, чем успешно, рыба непугана, и это всё совсем не так, как на привычных малых реках нашей полосы.
Следующая неделя не сказать, что прошла быстро. Два раза мы стояли по дню. Деятельности не хотелось, спасибо за это гнусу. Два раза, получается, мы плыли вверх, забравшись километров на 35 вверх по течению. С такой скоростью и в таких условиях, и с таким количеством вещей, я не знаю байдарки, которая бы позволила это сделать. Новые надувные агрегаты мгновенно теряют скорость, неуправляемы и, конечно, менее грузоподъемны. Два раза мы сплавлялись вниз. Вот и весь отпуск в облюбованном нами районе.
На пляжах (чем выше, тем более пляжи из песочных превращались в галечные) видели волчьи и медвежьи следы, в том числе и медведицы с медвежонком. Сами хищники не попадались, и думаю, что это прекрасно.
Раз в сутки, что оказалось для нас неожиданностью, проплывали либо вверх, либо вниз, глиссеры с закутанными пассажирами. Все же думалось мне при планировании, что мы сможем забраться туда, где нога человеческая не ступала. Она, впрочем, и не ступала, люди не останавливались, и их, похоже, интересовала гряда Чернышёва. Говорят, что там красиво, скалы и всё такое. Мы до нее не добрались, километров, может, 15 или 20. А эти на моторизированном транспорте с усиленными баллонами, некоторые лодки еле помещались по ширине в реке, доезжали с комфортом, наверное, за несколько часов. Да и хрен бы с ней, с грядой.
Быт наш был прост. Обычно раньше просыпался я. Вылезал из палатки, делал какие-то дела (зубы почистить, завтрак разогреть), тупо пялился в воду или даже спиннинг бросал. И, когда особенно предательски и неожиданно кусал слепень, злобно и очень громко матерился, пользуясь, что это вполне и не стесняясь можно делать во всю глотку. От этого просыпался Леха, мы мрачно шутили на тему, когда нас сожрут нахрен, пили чай, что-то ели, обычно остатки ужина. И шли ловить.
На лодке это делать бессмысленно. Ибо мелко. Ходили или по берегу, или в забродниках. Но в них, блин, в них было жарко. Потому что температура ниже 30, как правило, не падала. А без них жалят. Кое-как переживали половину дня. И либо грузились и плыли, либо оставались, пили коньяк/виски/кальвадос и ловили. Алкоголь позволял относительно комфортно засыпать вечером после ужина. Но я каждый день фигарить его не могу, и были моменты, когда часами ворочался под раскатистый Лехин рык.
В следующий вторник мы скатились обратно вниз, и были в условленном месте с собранными вещами, совершенно готовые уже к 14:00. А Пётр обещал быть около 8 вечера... Сидели под слепнями и мошкой часов до 5, что-то поесть успели и искупаться раз 7. А потом, не выдержав, бродили кругами по огромному пляжу добрых три часа. Если до нас там не было ни следа, то после песок в радиусе километра был нами напрочь истоптан.
В 20:10 прибыл Пётр, забрал нас и сообщил, что он внезапно выяснил про паром неожиданную вещь - несмотря на белые ночи, ближайший лишь в 5 утра. Настоял на том, чтобы мы отправились к нему. Прибыв в Парму мы перебросили вещи в машину, скатались в Усинск, заправились там, купили у каких-то кавказцев несколько ледяного пива и нечто, видом напиминающее шаурму. Нечто было из холодильника и начинка его состояла из хрустящей соли и какой-то слизи. Леха со своей не справился, а я с голодухи съел.
Затем, внимание. Человек, видевший нас второй раз в жизни, пригласил к себе в дом двух грязных мужиков, попарил в бане, накормил и уложил ближе к часу ночи спать. Утром в половине пятого он проснулся вместе с нами и проводил до парома. На работу ему надо было к 8... Кроме "спасибо" предложить взамен нам было нечего, если только деньги. Подозреваю, однако, что это было бы неуместно. Так что пришлось ограничиться устной благодарностью.
Для сравнения. В Костромской, кажется, области, на обратном пути мы, голодные, днем свернули к какой-то "Лесной сказке", которая кафе. Зашли, там хмурая тетка стоит у кассы и молчит. Поздоровались, я взял замусоленное меню, стали листать. Показываю строку Лехе: "О, пельмени!"
Леха кивает. Другая женщина где-то с кухни сварливо: "Только они и есть, больше ничего!"
- Вообще больше ничего?
- Вас много, а я одна!
Ну ок. Сказали ей вежливо, что нас стало меньше, поехали дальше. Что это было? У меня нет объяснения, лишь самые безумные теории.
Так вот... В следующую среду мы остановились в Ухте. Сняли квартиру на сутки. Это была последняя белая ночь, которую я видел в этом году. Еще на следующий день - где-то под Кировым. Там тоже интересно.
Какой-то гостевой дом рядом с церковью. Для паломников, вроде как. И это было самое чистое место за все наше путешествие. Немолодой бородатый дядька сдал нам номер за 600 рублей (каждый) и за эту же цену натопил нам баню. Подъезжая мы обратили внимание на грузовичок, стоявший у этого дома. С номером 666. И кот такой черный прогуливается. И изображения крестов с черепами внутри, нашлепанные над каждым дверным проемом.
Я потом погуглил, оказалось, что Веселый Роджер под крестом - это нормально. Так что, пожалуй, все-таки верующие во Христа, а не сатанисты. Наверное. Самовар, такие, вечером на улице делали.
В пятницу дорога наполнилась транспортом, и мы с грехом пополам к вечеру были в Ярославле, и снова сняли квартиру. Ночью отметили Лехино сорокалетие в караоке. Было забавно.
И ко мне домой прибыли лишь к пяти в субботу.
В следующей записи я отдельно пробубнюсь про Север и его население: людей, гнус и рыбу.