Jan 23, 2012 00:57
Позвонила коллега из Москвы: как же так смогли обойтись с Боярским?
Я полнотой знаний не обладаю, но вместе с ней возмущена: как так могли обойтись с человеком, практически с нуля создавшим Тверскую академическую филармонию, одну из лучших в России?
Кстати, в феврале Владимиру Ефимовичу Боярскому исполнится 65. Из них он 25 лет (наверное больше, сейчас не буду уточнять) руководил филармонией. То есть произвёл капитальный ремонт. Установил орган. Пригласил в состав настоящих профессионалов. Приглашал - и ведь ехали! - музыкантов с мировыми именами. Создал с нуля несколько фестивалей - мой любимый Баховский, он стал событием культурного порядка не провинциальной величины. Плюс Лемешевский. "Музыкальную осень в Твери" реанимировал и сделал праздником музыки, в международный день музыки он, фестиваль этот, как правило, и начинался.
Ну, и джаз, конечно. И на Старый Новый год, и в День города и ежемесячно по концерту. Тут ни в Москву, ни в Нью-Йорк ехать не надо было. Приходи в Тверскую филармонию - услышишь все мировые джазовые течения.
Получил он за это кучу наград - но и артистов тоже не забывал. И хор "Русский партес", и оркестр "Российская камерата" получали и премии и звания. Сам он вошёл в Международную академию музыки. Всячески приобщал к музыке тверских школьников, создал систему абонементов совершенно бюджетную для людей с маленькими зарплатами...
Да, характер тяжёлый. В филармонии его звали "папа". И как доброго отца, и как папу Карло, видимо.
Но вот тут я нашла практически прямую речь Николая Петрова, царствие ему небесное, записанную мною менее года назад, на открытии Баховского фестиваля. Интересно, Баховский состоится или как джаз на Старый Новый год пропадёт?
Цитирую себя и Н.А. Петрова:
Пригласили нас перед концертом на пресс-конференцию, а телевидение спешило и прямо в музыкальную гостиную, где Петров с Гиндиным перед концертом отдыхали, хотело попасть. Но стеснялось.
А мне же любопытно. Я дверь тихонечко открываю: А, Николай Арнольдович!
Он сказал, что наверх, в кабинет Боярского не пойдёт: нога болит.
Поэтому мы все вошли туда, где Гиндин на диване прилёг, артисты ещё не при параде.
Зато Петров успел рассказать:
Что письмо, которое он писал, протестуя против перевода специальных музыкальных учебных заведений (типа ЦМШ, балетной школы) в факультативные - кажется, возымело действие. "Вроде бы мы должны победить!"
Про дорогу из Москвы в Тверь: "Я добрый человек, но когда вижу эти "членовозы", у меня возникает чувство "благодати".
Про то, что с горечью наблюдал мгновенное затухание Тулы. Где музыкальная жизнь кипела, как у нас в Твери - при жизни Иосифа Михайловского. "Из чего я делаю вывод, что есть незаменимые люди, без которых город в культурном смысле становится пустыней. В Твери - Боярский, в Тюмени - Бирман. Холить, лелеять. Хвалить, награждать, стимулировать".
А теперь известные факты. Приказ о своём увольнении Боярский получил 30 декабря, перед всеобщими каникулами. Но дело, видимо, запахло жареным раньше, потому что ещё в конце 2011 года в журнале "Точка зрения" вышла статья Боярского "Культурная контрреволюция", очень хлёсткая, жёсткая, но правдивая. С упрёками в адрес комитета по делам культуры, убивающего эту культуру на корню. Статья есть на сайте, найти легко.
Жалобу на Боярского за притеснения и грубость написали артисты хора (кажется, не все) в адрес областной администрации. Результат - увольнение.
Все подробности тяжбы и претензий - впрочем, только со стороны хора - можно прочитать на сайте Forumklassika.ru. Я прочитала половину, у меня уши увяли. (наберите в поисковике по-русски форум классика что происходит в тверской филармонии)
Пока мне не известно, чтобы другие работники филармонии участвовали в травле Боярского. напротив, писали, ИМХО, коллективное письмо. Андрей Дементьев и Иосиф Кобзон заступились и очень публично. Сама слышала по радио "КП в Твери".
И.О. художественного руководителя и директора назначен Андрей Кружков, худрук хора и оркестра, обласканный Боярским по полной. Именно Боярский направил меня к Андрею на интервью, когда я пришла писать о филармонии 1,5 года назад. Андрей Кружков мне понравился тогда.
Сможет ли БЫТЬ филармония без Боярского - это вопрос. Он умел добывать деньги и спонсоров. Именно на его приглашения откликались артисты с большой буквы...
Боже, какой стыд, даже 65-летний юбилей не дали человеку справить!
Мы живём в стране, где не уважают самое основное - не просто труд, а вдохновение, служение культуре и Родине. Вот не побоюсь этого слова.
И надо понимать, что среди нас нет ангелов. При желании грехи найдутся у всякого. А вот всякий ли сумеет что-то создать и сохранить?
Николай Петров,
Владимир Боярский,
тверская филармония