Очень-очень понравились некоторые вчерашние заявления А.Лукашенко в ходе посещения строительства аквапарка в Минске. Он, почему-то, зацепил тему православной церкви. И я услышал чудесное! «Я противник того, чтобы Церковь строила громаднейшие храмы», - сказал нам белорусский лидер: «Они должны быть уютными, для души, не надо довлеть на человека».
Я - всеми лапками «За!». Задолбало это стремление верховного клира въехать в рай на горбу бюджета. В 2011 году в Витебске был восстановлен кафедральный Свято-Успенский собор. Здание колоссальное по масштабам и убранству (рядом, слева - огромный трехэтажный корпус станкоинструментального колледжа с пятиметровыми потолками цехов. Выглядит карликом):
Я не против - пусть возвращаются к жизни те творения зодчества, что были стерты с лица земли в 20-30-х годах. Но бюджетное финансирование-то здесь причем??? А оно - было! Исчисляемое миллиардами местных рублей (то есть, десятками миллионов российских). Почему пипл, в основной своей массе не особо православный и в еще меньшей степени «воцерквленный», должен выходить на лишние «субботники» и перечислять средства на счет организации, конституционно отделенной от государства?
Но и этого мало местным бонзам клира. Недавно митрополит Витебский и Оршанский Димитрий выдвинул новую инициативу: построить в Витебске храм Святой Софии, по образцу Константинопольской, Киевской, Полоцкой… Почему, блять, не ЕвроДиснейленд тогда, по аналогии с Парижем? Не было никогда в Витебске Софийского собора! Так зачем огород городить? Хочется вам - ну, восстановите еще какую-нить церквушку на месте ранее взорванной. Для верующих. Но нахера возводить очередного эпичного монстра, который не имеет к истории города никакого отношения?
О необходимости приведения церковной обрядности в соответствие с нормами современного мира президент тоже высказался. А.Лукашенко: «Православная церковь нуждается в реформировании. С моей точки зрения, коль меняется мир, то и церковь должна меняться. Мне кажется, что мы накануне некой реформы православной церкви».
Аргументы при этом были приведены абсолютно наивные: «Длинные молебны, службы, проповеди… А ведь взрослое поколение, старушки - просто не выдерживают этого. Надо быть более краткими, компактными, более современными. Я против того, чтобы люди приходили и два-три часа слушали молебен на ногах, не имея возможности присесть».
Да, наивная мотивация. Но когда я вспоминаю рассказ своей матери о том, как они с сестрой хоронили кота в Каунасе, я понимаю, что эта наивность и должна стоять во главе угла новой церкви. Не зря же Папа Франциск, на которого, кстати, тоже ссылался белорусский президент, призывает к возврату к истокам, к скромности и человеколюбию в ущерб стяжательству и пышнотелой обрядности.
Мать говорила, что, когда они жили в Литве (начало 60-х годов, ей было лет 7-8), у них был кот, на котором можно было кататься 4-хлетней девочке. Большой, короче. Ее младшая сестра каталась)) И собаку они не заводили, потому что и этого барса хватало. Потом он умер. Девочки пошли к православному священнику с просьбой провести обряд отпевания, за что были с криком выгнаны за порог. Однако такая же просьба в адрес ксендза нашла понимание. Кот был отпет по всем ли? Вряд ли правилам католицизма и похоронен на заднем дворике с цветочками и фотографией на маленьком крестике. После этого мать осознанно стала ярой сторонницей Ватикана, и даже меня, родившегося совсем не в Литве, через много лет авиарейсом возили в Каунас для крещения именно в костел.
Причем тут католицизм? А при том, что в костелах прихожане сидят на аккуратных лавочках те самые два-три часа, и им не нужно ломать себе позвонки и стирать колени в угоду церковникам, позиционирующим себя как посредники между плебсом и Господом.