Соловейчиковые чтения - Гуманистическая педагогика

Sep 26, 2008 18:47



Ходила сегодня на мероприятие - Соловейчиковские чтения. Быстренько все записала, может кому-то будет интересно сходить. Еще успеете в субботу!


 http://www.1september.ru/chteniya/index.htm

Пошла я, собственно, ради выступления клуба Т.В.Бабушкиной - замечательного педагога. Про нее много информации и инете. Например, в этом номере в третье тетради много статей и мыслей Т.В.  http://ps.1september.ru/article.php?ID=200800926. За наводку огромное спасибо Ремке!!!

Клуб Татьяны Бабушкиной из Ростова выступил совершенно замечательно. Выступление было, как мне показалось, совершенно не в формате мероприятия, но аудитория восприняла отлично, как раз, видимо, так как и работала Т.В. - «проживая» с выступающими и вникая в суть вещей, несмотря на кажущуюся их простоту. Хотя мероприятие в основном было ориентирована на пед. работников, это выступление, безусловно, было бы интересно всем родителям. Было много мыслей Т.В., показывали фильм и короткие видеозаписи. Некоторые мне захотелось записать.

Эта первая фраза была на стенде в большом зале с фотографией Т.В.

- …Печально думать о цивилизации, которая не бросит и горсти песка в детскую песочницу. Но счастлив тот, у кого в душе собрано множество сокровищ. И есть силы помочь их собирать растущему человеку. Ибо любовь - это когда внутри больше, чем снаружи...

- Уровень развития цивилизации напрямую зависит от отношения к детству и детям. Т.В. выдвигала гипотезу, что в 20 веке в связи с тем, что значительная часть интеллигенции и их детей либо иммигрировали, либо погибли, произошло кардинальное изменение в развитии России - из-за, в частности, изменения отношения к детству и педагогике. Перекос в сторону, так называемой, «механистической педагогики».

- «Игра замедленного действия». Выражение Т.В.  Взрослые живут в своем мире и темпе.  Тем ребенка совершенно другой. Ребенок больше созерцает. Если у ребенка нет возможности до определенного возраста рассмотреть как стрекоза, севшая на травинку ее наклоняет к земле, как ползет божья коровка и сколько у нее ножек, такой ребенок будет все воспринимать  достаточно поверхностно. Задача родителей и педагогов не мешать ребенку жить в его собственном темпе. Как я поняла педагоги клуба практиковали такие игры и упражнения, чтобы ребенок наигрался в определенную игру, сколько он захочет. Плюс -индивидуальность каждого ребенка, темп и душевное состояние в каждый конкретный момент у всех разное. Все дети не обязаны всегда выполнять одни и те же действия (что собственно и требуется от ребенка в стандартной школе), просто потому, что какой-то конкретный ребенок не в состоянии в данный момент выполнить это действие. Да что про детец говорить - это и ко взрослым применимо.

- «Клиповое сознание». Т.В. повторяла, что с введение компьютеров в современную жизнь ребенка в раннем возрасте развивает так называемое «клиповое сознание», смена картинок, без вникания в суть. Дети, в результате, не имеют воображения. То же применимо частично к игрушкам, современные пластиковые игрушки не дают детям возможности ощутить тепло живого камня и дерева, например.

- Для детей существуют два времени года - кочевое время и время оседлости. Кочевое время - время путешествий, когда ребенок может познавать мир вокруг себя. Лето, теплая весна и осень. Ребенку все интересно - походы, лагеря, путешествия с родителями. И время оседлости, и Т.В. пришла к выводу, что в это время ребенок ищет и создает  что-то внутри себя.

- По поводу «механистической» педагогики тоже было несколько высказываний, не знаю, как это воспринималось учителями в аудитории:

- какому нормальному человеку придет в голову засекать время на секундомере при обучении первоклассников чтению. Это, по мнению, Т.В, совершенно недопустимо, как и другие аналогичные приемы современной школы

- «механистическая» педагогика ломает первоклассника, лишает той внутренней свободы, которую нормально развитые дети имеют к этому времени

- снижение общего уровня образованности детей Т.В. считает трагедией и при всем уважении к учителям считает, что это некоторым из них выгодно, так как позволяет дополнительно зарабатывать на дополнительном обучении «неграмотных»

В.Цех (близкий друг и соратник Т.В.) сказал, что когда он просто произносит имя ТиВи (именно так), то на душе у него становится тепло и светло. Я, не зная лично Т.В.Бабушкину, а зная только по немногочисленным рассказам других людей, ее знавших, и ее книгам и статьям, все выступление чувствовала душевную теплоту, исходящую от этой женщины и выступающих из ростовского клуба.

Извиняйте, если что записано в «моем» изложении (особенно по поводу «механистической педагогики»), а не так как говорила Т.В. Мне, конечно, ввиду того, что у меня первоклассница, все это очень актуально. Завтра собираюсь на открытый урок Ш.Амонашвили.   Сегодня утром, когда отвела Полину в школу учитель кричала за дверью: «Сидеть тихо, когда говорит учитель!» Многие родители говорят мне, что с 30 детьми иначе не получится.   Вообще-то она не кричит, в основном, а , наоборот, общается с детьми достаточно спокойно и ровно, но четко держит дистанцию.

Еще купила книгу С.Соловейчика - «Педагогика для всех». Сколько в метро успела прочитать - интересно. Не знаю, можно ли ее еще где-нибудь купить.

А теперь для тех, кто, может быть собирался еще завтра посетить это мероприятие. В 12.00 будет Мастер-класс в голубой гостиной, который будет устраивать Клуб Татьяны Бабушкиной.  Думаю, будут потрясающе. Методики и практические игра, которые применяла Т.В. и продолжают применять члены клуба.

В 10.30 будет открытый урок Ш.А. Амонашвили. В другое время также много интересного.

С детьми все-таки, наверно, лучше не ходить.

Психология, Гуманистическая педагогика

Previous post Next post
Up