Выставка за «Арбат». Как это было

May 02, 2013 18:03

В рамках кампании по сохранению пешеходной зоны на Карла Маркса в минувшее воскресенье мы провели выставку «Как бороться с пробками или почему не нужно переносить „Арбат“». Каковы предпосылки названия? Местные власти предлагают перенести пешеходную зону из центра города на набережную реки Тобол и на улицу Пушкина в район истфака КГУ. А на улице Карла Маркса, вместо существующей пешеходной зоны, собираются построить автомобильную дорогу. Мотивируют своё предложение сложной транспортной обстановкой в центре города. Другими словами, машин становится больше, поэтому нужно строить больше дорог.

Оппонируя мнению строительства новых дорог для борьбы с пробками, выступаю с инициативой, во-первых, сохранить «Арбат» в центре города на улице Карла Маркса. Во-вторых, отремонтировать пешеходную зону с конечной целью создания удобного места отдыха горожан. При этом, безусловно, лично поддерживаю создание новых пешеходных зон в Кургане на набережной и на улице Пушкина.

На воскресной выставке мы рассказали об эффективных методах борьбы с пробками, опираясь на мировой опыт исследования проблемы учёными транспортниками, и, учитывая мнения ведущих урбанистов. Кроме этого, представили свой проект перезагрузки пешеходной зоны на Карла Маркса, включив в него основные элементы пешеходной инфраструктуры, объекты притяжения и стимулирования активности.



Автор фото: Александр Смирнов

Экспозиция выставки поделена на две части: первая - методы борьбы с пробками. Так вот, эмпирическое изучение проблемы транспортной загруженности предлагает следующие пути решения. Это комплекс задач по дестимулированию использования личного автомобиля как основного средства передвижения. Превращение транспортной системы города в интермодальную, которая представляет собой сбалансированное использование автомобилей и различные виды общественного транспорта. А также создание в городе многочисленных и обширных пешеходных зон. Сложно? Сейчас всё нарисуем.

Для наглядного ответа на вопрос «Как бороться с пробками?» на первом стенде изображаем последствия полярного пути решения проблемы - строительство новых дорог при росте автомобилепользования. Напомню, это предложение местных властей с подачи Союза транспортников и руководства ГИБДД Курганской области.

Строим больше дорог:



Вместо пешеходной зоны:



Количество машин продолжает увеличиваться:



Пропускная способность дорожной сети вновь становится ниже уровня автомобилепользования. Машин теперь значительно больше, чем парковочных мест. Поэтому, в качестве места стоянки, автомобилисты используют газоны, тротуары, пешеходные переходы и дворы:



Увеличивается количество припаркованных машин:



Первый стенд в жизни:



На втором стенде изображаем эффективный метод борьбы с пробками. Напомню, это мнение мировых учёных транспортников.

Сейчас непривлекательным общественным транспортом пользуются люди, у которых нет выбора. Остальные при первой же возможности приобретают личный автомобиль и используют его для любых поездок. Газели, ПАЗики и старые троллейбусы безоговорочно проигрывают борьбу личному автомобилю по всем трём основным параметрам: цена, скорость и комфорт. Бесплатная правильная парковка и отсутствие неотвратимости наказания за неправильную парковку также способствуют этому. Количество машин растёт, на дорогах возникают пробки. Газоны и тротуары заняты припаркованными автомобилями. Город теряет социально-ориентированный облик:



Итак, для решительной и комплексной борьбы с пробками необходимо сократить количество машин на дорогах:



Каким образом? Развитием альтернативных способов передвижения. В первую очередь, развитием главного конкурента личного автомобиля - общественного транспорта:



Ключевой характеристикой города должна быть возможность перемещаться с удобствами без необходимости владеть автомобилем или водить его. Требуются инвестиции в создание привлекательного муниципального общественного транспорта. С чёткими маршрутами, единым проездным билетом и комфортными единицами подвижного состава. Парковочные места должны быть унифицированы и на проблемных участках должна взиматься плата за стоянку.

Стоить отметить, в выигрыше останутся все участники движения. Пешеходам не придётся вытирать своими штанами припаркованные на тротуаре машины. Пассажиры общественного транспорта будут ездить на удобных и быстрых автобусах и троллейбусах. В свою очередь, автомобилисты не будут стоять в пробках и быстрее найдут парковочное место за умеренную плату:



Второй стенд в жизни:



Вниманию зрителей, претендующих на оценку «5», были представлены цитаты суждений экспертов и урбанистов.

Вукан Вучик, американский профессор транспортник:

«Задача транспортной системы - перемещение людей, а не транспортных средств».

«В большинстве удобных для жизни городов предпочитаются интермодальные транспортные системы. Они предполагают сбалансированное использование автомобилей и различные виды общественного транспорта».

Энрике Пеньялоса, транспортный эксперт, урбанист:

«Припаркованная на тротуаре машина указывает на недостаток уважения к пешеходам. В Конституции прописано много прав: право на образование, на здоровье, на жильё. Но там ничего не написано о праве на парковку. Это неконституционное право граждан».

«Покажите хоть один город в мире, где проблема пробок решилась достройкой дорог. Проблема лишь отступала на несколько лет. Чем больше пространства вы отдаёте машинам, тем больше их появится. Нужно сократить это пространство».

«Если мы хотим сократить количество машин на дорогах, мы должны обеспечить жителей хорошим общественным транспортом».

Ян Гейл, консультант по городскому дизайну:

«Попытки снизить напряжение путём строительства новых дорог и парковок неизменно заканчивались ростом транспортного потока и увеличением количества пробок».

«Хороший город - тот, в котором людям хочется бывать на улице».

Илья Варламов, блоггер фотолюбитель, путешественник:

«Мы превратили дворы в парковки, люди не могут общаться, встречаться, молодёжь вынуждена сидеть в подъездах. Единственное развлечение в наших городах - поход в торговый центр».

На выставке цитаты были оформлены в виде баблов:



Первая часть экспозиции, повествующая об эффективных методах борьбы с пробками, на этом закончилась. Третьим стендом мы попытались рассказать, какой должна быть пешеходная зона, удобная для жизни и представили свой проект реконструкции «Арбата» на Карла Маркса. Это и есть вторая часть экспозиции выставки.

Всё в комплексе и без машин:



Рисунок побольше.

Сейчас так:



А должно быть так:



Третий стенд в жизни:



«Арбат» - детям. Так назывался четвёртый стенд, на котором мы разместили рисунки учащихся гимназии № 31 на тему: «Переносить „Арбат“ или нет». Дети с местной властью не согласны:



Вторая часть экспозиции также сопровождена цитатами суждений экспертов.

Энрике Пеньялоса, транспортный эксперт, урбанист:

«Это не демократия - отдавать машинам всё больше места, чтобы они быстрее ездили. Качественная пешеходная зона - наименьшее, что может дать своим гражданам демократическое общество».

Вукан Вучик, американский профессор транспортник:

«В удобном для жизни городе всегда удобно передвигаться пешком. Там непременно наличествуют многочисленные и обширные пешеходные зоны».

Ян Гейл, консультант по городскому дизайну:

«Город тем устойчивее, чем больше его транспортная система характеризуется как „зелёная мобильность“: передвижение пешком, на велосипеде и на общественном транспорте. Эти виды передвижения имеют заметные экономические и экологические выгоды».

«Город тем больше оживает, чем больше людей передвигаются пешком, используют велосипеды и проводят время в общественных зонах».

Выставка вызвала интерес у жителей города. В ходе воскресной прогулки люди останавливались для знакомства с экспозицией. Особое внимание было уделено третьему стенду с проектом пешеходной зоны.



Автор фото: Александр Смирнов

Как вы знаете, в рамках кампании по сохранению «Арбата» в середине марта стартовал сбор подписей за ремонт пешеходной зоны на существующем ныне месте. На выставке сбор был продолжен. За 9 часов работы экспозиции более 500 жителей выразили свою позицию личной подписью.



Автор фото: Валерия Исламова

Со всеми желающими организаторы мероприятия охотно вступали в контакт и рассказывали о представленной концепции. Приглашенные на акцию руководители города А. Г. Якушев и П. М. Кожевников на выставке замечены не были.



Автор фото: Валерия Исламова

Резюмируя, стоит отметить, большинство горожан негативно относятся к ликвидации пешеходной зоны на Карла Маркса. Жители требуют сохранение и ремонт «Арбата». Также многие недовольны строящимся зданием универсального магазина на «Арбате» в непосредственной близости от гимназии № 31. Стройка приостановлена и дальнейшая судьба этого объекта жителям непонятна.

Чуть позже представленная экспозиция выставки будет опубликована в так называемой инструкции по реконструкции «Арбата» с конечной целью создания удобной и современной пешеходной зоны на Карла Маркса. Обращение жителей вместе с подписными листами и показательной инструкцией в скором времени будет передано Главе города П. М. Кожевникову. Павел Михайлович неоднократно повторял, что перед принятием решения будут учтены мнения горожан.



Над выставкой работали
иллюстраторы: Ольга Резинкина и Денис Малюгин;
фотографы: Валерия Исламова, Александр Смирнов и Алексей Васильев;
организатор: Алексей Васильев.

Нам помогали
Илья Петров, Андрей Стенников, Алексей Шохирев, Никита Филимонов, Иван Балагуров, Евгений Кудрин и ученики гимназии № 31.



Автор фото: Александр Смирнов

Каждый сантиметр «Арбата» благодарит вас за поддержку. Он хочет остаться пешеходным.

арбат, пешеходные зоны

Previous post Next post
Up