Почему не нужно переносить «Арбат»

Mar 20, 2013 01:13

Курганский «Арбат» по улице Карла Маркса планируют ликвидировать, чтобы построить на этом месте автомобильную дорогу. Что вы говорите? Уже писал? Это для тех, кто ещё не слышал. В качестве обоснования строительства новой дороги на месте пешеходной зоны говорят о сложной транспортной ситуации в городе, упоминая при этом узкие улицы и стремительный рост автомобильного парка. Другими словами, машин становится больше, поэтому нужно строить больше дорог. Справедливо будет отметить, что пешеходную зону предлагают перенести на улицу Пушкина или на набережную реки Тобол, дабы не оставить горожан без места отдыха.

Оппонируя мнению строительства новых дорог для борьбы с пробками, выступаю с инициативой сохранить пешеходную зону на существующем ныне месте. С дальних рядов слышу справедливое замечание: «Зачем нам „Арбат“ с двумя лавочками и разбитой плиткой?». Всё верно, сохранение пешеходного участка на улице Карла Маркса - лишь первоначальная задача. Вторым этапом должна быть реконструкция «Арбата» с целью создания социально-ориентированной и удобной для жизни пешеходной зоны. Третьим, четвёртым и дальнейшими шагами можно отремонтировать набережную, облагородить улицу Пушкина, закрыть для проезда машин часть улицы Советской и так далее. Что там ещё предлагали?



Выбрав полярный путь развития, можно прийти к следующим результатам. Эффективность строительства новой дороги будет крайне незначительная и только в течение первых нескольких лет. А что вы хотели? Жители города продолжат использовать личный автомобиль для своего перемещения. Центральная часть Кургана, так называемая общественно-деловая зона, с вышеупомянутыми узкими улицами справедливо не вместит всех желающих припарковать свою машину. Это спровоцирует хаотичную парковку на тротуарах и во дворах, превращая общественные места из привлекательных в автомобильные. Слово известному транспортному эксперту Вукану Вучику: «Растущая зависимость от автомобиля нежизнеспособна и бесперспективна». Иначе говоря, потребность в дорогах нельзя удовлетворить.



Проблему пробок, повсеместных парковок и высокого автомобилепользования можно решить исключительно сокращением количества перемещений жителей города на личных машинах. Не стоит забывать, задача транспортной системы - перемещение людей, а не машин. Цитата из монографии В. Вучика: «В большинстве удобных для жизни городов предпочитаются интермодальные транспортные системы. Они предполагают сбалансированное использование автомобилей и различные виды общественного транспорта. В таких городах создаются комфортные условия для пешеходных и велосипедных сообщений».

Альтернативные способы перемещения должны быть конкурентоспособными. Одна из задач основного оппонента личных автомобилей - общественного транспорта - служить удобным перевозчиком для пассажиров, имеющих машину. Для этого общественный транспорт должен быть привлекателен с точки зрения скорости, стоимости и комфорта. Ключевой характеристикой города должна быть возможность перемещаться с удобствами без необходимости владеть автомобилем или водить его. Неконтролируемая конкуренция частных перевозчиков общественного транспорта Кургана с автобусным парком, состоящим из сельских ПАЗиков исчерпала себя как временная. Требуются инвестиции в создание привлекательного муниципального общественного транспорта. С чёткими маршрутами, едиными проездными билетами и комфортными единицами подвижного состава.



Датский архитектор и консультант по городскому дизайну Ян Гейл в своих трудах упоминает: «Город тем больше оживает, чем больше людей передвигаются пешком, используют велосипеды и проводят время в общественных зонах». В удобном для жизни городе всегда удобно передвигаться пешком: не говоря уже о комфортной инфраструктуре пешеходных передвижений, там непременно наличествуют многочисленные и обширные пешеходные зоны. Исследования городской жизни показывают, что в каждом городе, где создавались более комфортные условия для пешеходов, хождение пешком значительно активизировалось. Показательное определение сформулировал известный специалист по урбанистике Энрике Пеньялоса: «Хороший город - тот, в котором людям хочется бывать на улице».

Если в городе хорошо себя чувствуют более уязвимые граждане - дети, старики, инвалиды, малоимущие, значит комфортно и остальным. Состоятельные люди могут позволить себе различные развлечения, рестораны. Жителям с низким уровнем достатка, единственной альтернативой телевидению и интернету, остаётся прогулка по городу. Поэтому, качественная пешеходная зона - наименьшее, что может дать своим гражданам демократическое общество.



Сейчас многие обсуждают ликвидацию курганского «Арбата». На работе, на улице, в автобусе и дома на кухне. Регулярно появляются публикации в местных СМИ. Жителей интересует судьба единственной пешеходной зоны города. Настало время перейти к тактическим моментам оппонирования предполагаемым неверным решениям. Проще говоря, что мы собираемся сделать для сохранения пешеходной зоны «Арбат».

Первое - это сбор подписей под обращением к Главе города Кургана Павлу Михайловичу Кожевникову. Каждый житель может расписаться за сохранение и реконструкцию пешеходной зоны «Арбат» с целью создания привлекательного места отдыха. Насколько мне известно, решение о строительстве дороги вместо «Арбата» пока не принято. Есть ещё немного времени.

В поддержку сбора подписей в конце марта - начале апреля на «Арбате» мы планируем провести уличную выставку, задачей которой будет рассказать всем интересующимся, как бороться с пробками и почему не нужно переносить пешеходную зону. Красочно, доступно и лаконично попытаемся донести свою позицию несогласия с мнением строительства новых дорог в условиях сложной автомобильной ситуации. Информационно-просветительный формат выставки должен вызвать интерес молодых людей, студентов и других жителей города. Дату и время проведения мероприятия сообщим отдельно, накануне обязательно всех пригласим.

Все желающие могут помочь в сборе подписей за сохранение и реконструкцию «Арбата». Подписной лист можно скачать, распечатать и заполнить вместе со своими родственниками, друзьями и соседями, позже передав его для отправки. По вопросам пишите мне на электронную почту или звоните: +7 908 000-82-64. По копеечке, по зёрнышку, по семечку сделаем вклад в город, удобный для жизни. Начать можно уже сейчас с распространения этого поста.

транспорт, арбат

Previous post Next post
Up