Мои предложения по стратегии «Курган 2030»

Oct 08, 2014 22:13

Курган - город, удобный для жизни.

К большому сожалению, пока, это только мечта. В удобном городе главный человек. Дворы, улицы, дороги здесь ориентированы на пешехода. Именно он находится на вершине дорожной иерархии. Дальше идёт велосипедист. Затем - общественный транспорт. И только потом - автомобиль. У нас же всё наоборот. При проектировании дорог о пешеходах думают в последнюю очередь.



Датский архитектор и консультант по городскому дизайну Ян Гейл в своих трудах упоминает: «Город тем больше оживает, чем больше людей передвигаются пешком, используют велосипеды и проводят время в общественных зонах». В удобном для жизни городе всегда удобно передвигаться пешком: не говоря уже о комфортной инфраструктуре пешеходных передвижений, там непременно наличествуют многочисленные и обширные пешеходные зоны.

Исследования городской жизни показывают, что в каждом городе, где создавались более комфортные условия для пешеходов, хождение пешком значительно активизировалось. Показательное определение сформулировал известный специалист по урбанистике Энрике Пеньялоса: «Хороший город - тот, в котором людям хочется бывать на улице». Сложно поспорить с другим его высказыванием: «Наиболее важный элемент для инфраструктуры города, который отличает развитые города от отсталых, - это не шоссе и не метро, а качественные тротуары».



Улица в Амстердаме

Если в городе хорошо себя чувствуют более уязвимые граждане - дети, старики, инвалиды, малоимущие, значит комфортно и остальным. Состоятельные люди могут позволить себе различные развлечения, рестораны. Жителям с низким уровнем достатка, единственной альтернативой телевидению и интернету, остаётся прогулка по городу. Поэтому, качественная пешеходная инфраструктура - наименьшее, что может дать своим гражданам демократическое общество.



Пешеходная зона в Вене

По уровню автомобилизации на конец 2013 года Курганская область занимала 36 место с показателем 258 машин на 1000 жителей. За последние десять лет с 2002 года эта цифра увеличилась почти вдвое. В часы пик движение по улицам затруднено. Ситуация с каждым годом ухудшается. Машин становится всё больше. Жители перестают пользоваться общественным транспортом и пересаживаются в личный автомобиль. Такая ситуация возникает по двум причинам. С одной стороны, отсутствие дестимулирующих мер использования машин. С другой, неконкурентность общественного транспорта.



Запаркованная улица Советская в Кургане

Проблему пробок, повсеместных парковок и высокого автомобилепользования можно решить исключительно сокращением количества перемещений жителей города на личных автомобилях. Не стоит забывать, задача транспортной системы - перемещение людей, а не машин. Слово известному транспортному эксперту Вукану Вучику: «В большинстве удобных для жизни городов предпочитаются интермодальные транспортные системы. Они предполагают сбалансированное использование автомобилей и различные виды общественного транспорта. В таких городах создаются комфортные условия для пешеходных и велосипедных сообщений».



Альтернативные способы перемещения должны быть конкурентоспособными. Одна из задач основного оппонента личных автомобилей - общественного транспорта - служить удобным перевозчиком для пассажиров, имеющих машину. Для этого общественный транспорт должен быть привлекателен с точки зрения скорости, стоимости и комфорта. Ключевой характеристикой города должна быть возможность перемещаться с удобствами без необходимости владеть автомобилем или водить его. Неконтролируемая конкуренция частных перевозчиков общественного транспорта Кургана с автобусным парком, состоящим из сельских ПАЗиков, исчерпала себя как временная. Требуются инвестиции в создание привлекательного муниципального общественного транспорта.

Предлагаю пять шагов по пути к новому Кургану, удобному для жизни.

1. Общественный транспорт.

Все единицы городского общественного транспорта должны принадлежать муниципалитету. Только тогда можно будет разработать чёткие маршруты и сделать гибкую систему проездных билетов. А также контролировать качество услуг перевозки.

Необходимо сохранить троллейбусное движение в городе. Модернизировать действующую контактную сеть, избавив её от так называемых «стрелок», из-за которых троллейбусам приходится замедляться на перекрёстках до 5 км/ч. Требуется заменить имеющийся подвижной состав комфортными низкопольными единицами с аккумуляторами для возможности автономного хода и экономия энергии.



Троллейбус в Цюрихе

В районы города без контактной сети должны ездить удобные автобусы, также отвечающие всем современным требованиям. На всех видах общественного транспорта должна быть единая стоимость разового проезда и проездных билетов. На дорогах с тремя полосами в одну сторону, правую - необходимо выделить для движения общественного транспорта. Диспетчер контролирует соблюдение графика и маршрута с помощью GPS-навигации.



Выделенная полоса для движения общественного транспорта в Тюмени

Параллельно нужно работать над инфраструктурой общественных перевозок: оборудовать остановки лавочками, урнами, освещением, электронными табло с расписанием и временем ожидания. На конечных пунктах - туалетами.

Одним словом, необходимо создать качественно новую привлекательную систему общественного транспорта, уверенно конкурирующую с личным автомобилем. И при этом реализовать программы по дестимулированию использования машин.

2. Парковки.

На центральных улицах города парковка должна быть платной. Это позволит увеличить сменяемость машин на паркинге и исключить случаи, когда работники офисов приезжают утром на работу и занимают место весь день. Реализацию платной парковки перенять у Екатеринбурга: установить знаки, информационные щиты, паркоматы, создать сайт, мобильное приложение за отслеживанием парковки онлайн. Обязательно контролировать соблюдение правил и штрафовать нарушителей.



Паркомат для оплаты парковки в Москве

Обеспечить неотвратимость наказания за неправильную парковку. Передать право на эвакуацию нарушителей коммерческим организациям за вознаграждение (процент от суммы штрафа). Тем самым удастся исключить парковку на тротуарах, газонах и других запрещенных местах. Защитить пешеходные дорожки и другие зоны для людей тротуарными столбиками. Во дворах домов чётко разграничить пешеходную и автомобильную инфраструктуры. Исключить хаотичную парковку на всей территории придомовой территории.



Тротуарные столбики в Париже

Эти меры позволят дестимулировать постоянное использование личных автомобилей, что увеличит пропускную способность городских улиц, разгрузит центр. Оставшимся автомобилистам будет легче находить место для стоянки и средняя скорость движения, даже в часы пик, станет выше.

3. Пешеходная инфраструктура.

Установка удобных лавочек, урн, информационных табло, уличных часов. Лавочки с урнами просто вдоль городских улиц. Пожилым людям даже во время непродолжительных прогулок нужно присесть и отдохнуть. На красивых табло размещать информацию туристической направленности: история города, рассказы о выдающихся жителях, карта Кургана, места для отдыха и развлечений. На улицах города нужно повесить часы.



Тротуар в Вашингтоне

Строительство в городе современных общественных туалетов. В первую очередь в местах массового скопления людей и на центральных улицах. Они должны быть оборудованы раковиной, сушилкой и пеленальным столиком. Зимой в них должно быть тепло.

Организация безопасных пешеходных переходов. В жилой зоне пересечение дороги с тротуаром нужно поднимать до уровня пешеходной дорожки, чтобы повысить бдительность автомобилистов и замедлить их движение. Пешеходные переходы необходимо дополнительно подсвечивать, чтобы людей на них было видно издалека.



Пешеходный переход с подсветкой в Копенгагене

Строительство набережной и пешеходных улиц. Реконструкция левого берега реки Тобол с двух сторон от гидроузла и превращение этого места в удобную и привлекательную пешеходную зону. Установка лавочек, урн, фонтанов, скульптур, организация памятных мест. Праздничное освещение. Создание пешеходных улиц из автомобильных. Размещение различных объектов притяжения, спортивных снарядов. Установка рамп для скейтбордов и роликов. Посадка деревьев. Открытие новых кафе. Приглашение уличных музыкантов.



Рампы для скейтбордов и роликов в Копенгагене

В конечном итоге - стимулирование отдыха на улице, а не в торговых центрах и дома. Дополнительным эффектом будет увеличение безопасности, благодаря постоянному присутствию жителей на улицах.

4. Велодвижение.

При комплексном ремонте улиц предусмотреть строительство обособленных велосипедных дорожек. Защитить велосипедистов от машин столбиками и другими физическими рамками. Выделить велодорожки отдельным цветом. Установить у организаций и учреждений велопарковки. В жилых домах также оборудовать велопарковки.



Выделение велодорожки на перекрестке в Копенгагене

Создать систему велопроката. Ориентироваться на столичный опыт. Плата за использование списывается с банковской карточки. На сайте и с помощью мобильного приложения можно узнать о количестве доступных единиц. Вернуть велосипед можно на любой точке. Прокат полностью автоматизирован и работает без участия лишних сотрудников. В штате только технический персонал, занимающийся обслуживанием, наладкой и ремонтом.



Пункт автоматического велопроката в Париже

Популяризация использования велосипеда как средства передвижения. Проведение тематических акций. Планомерное улучшение велосипедной инфраструктуры. Увеличение протяженности велодорожек.

5. Безбарьерная среда.

Стоит обратить отдельное внимание на инвалидов. Нельзя представить себе самостоятельную прогулку колясочника. Они сидят дома, потому что город не готов к их появлению. Повсюду ямы, лестницы и бордюры. В этой ситуации особенно умиляет обязательное строительство пандусов к входу в учреждения. Никого не интересует, каким образом инвалид доберется до этого здания.

При строительстве и ремонте дорог нужно учитывать фактор безбарьерной среды. В тротуары на перекрестках монтировать тактильную плитку для слабовидящих. Бордюры в местах пересечения класть горизонтально. Все лестницы сопровождать пологими пандусами.



Тактильная плитка в Гонконге

Кроме инвалидов безбарьерная среда нужна пожилым людям, родителям с детскими колясками и жителям с чемоданами и тележками. Это ключевой показатель социально-ориентированного города, удобного для жизни.



Пример реконструкции улицы Карла Маркса в Кургане

Отправил свои предложения по электронной почте: kurgan.2030@bk.ru. Как вы поняли, они коснулись модернизации транспортной системы города и развития общественных пространств. Публичное обсуждение стратегии развития города до 2030 года - это хорошая затея. Нужно обязательно участвовать в таких делах. Очень здорово, что власти запрашивают обратную связь. Нам здесь жить.

Поспешите рассказать друзьям:

пешеходные переходы, транспорт, велодвижение, курган 2030, пешеходные зоны, парковки

Previous post Next post
Up