Теория обработки фотографий

Aug 26, 2014 08:01

Теория же, поэтому ни одной картинки...

Оригинал взят у pavel_kosenko в Мой инструментарий по обработке фотографий
Все чаще и чаще замечаю, что многие опытные фотографы независимо друг от друга приходят к примерно одинаковому набору инструментов по обработке фотографий. Причем независимо от того, изучал ли человек Фотошоп долго и тщательно, или просто тыкал мышкой интуитивно. Определяющий фактор здесь - не знания, а опыт. Чем больше у фотографа опыта, тем более выверен набор его инструментов. Все лишнее на практике отметается само собой, и в итоге часто остается всего несколько инструментов. Но самых важных.

Более того, здесь вообще сложно говорить о наборе инструментов, как функциях той или иной программы. Скорее речь идет о методике обработке, соответствующие же ей инструменты могут отличаться в разных используемых программах. Или даже вообще без оных, например, при съемке на пленку. Ведь обработка фотопленки ничем не отличается по своей сути. Отличается лишь набор инструментов: вместо ползунков Temperature/Tint соответствующие светофильтры на объективе камеры или фотоувеличителя, вместо Contrast - температура проявителя, время проявки, контрастность фотобумаги и т.д. Все абсолютно тоже самое, только «ползунки» другие.

Как вы, возможно, знаете, в свое время я неплохо изучил Фотошоп и вообще обработку фотографий. Посвятил этому довольно много времени, несколько лет. Написал оргомное количество статей на эту тему, а уж сколько статей и книг прочитал, сложно сосчитать. Испробовал наверное все методы и подходы к обработке, которые где-либо были опубликованы или даже не опубликованы. Много времени посвятил общению со специалистами по обработке, ретуши, цветокоррекции, цветоделению и печати фотографий. Целенаправленно изучал авторские подходы известных фотографов, а также технологии обработки в кино. Достаточно экспериментировал с фотопленкой. Конечно, я знаю об обработке не все, но поверьте - немало.

В итоге всех этих исследований и, конечно, параллельному формированию и воспитанию собственных вкусовых предпочтений, постепенно (даже незаметно для меня самого) количество инструментов, которыми я пользуюсь, сократилось до минимума. Попробую их описать, возможно, это будет кому-то полезно.

1. Кадрирование

Как бы это не показалось странным, кадрирование - довольно мощный инструмент обработки фотографий. Конечно, кадрировать нужно в процессе съемки. Но иногда приходиться делать это уже потом, при обработке фотографий. Примеры выразительного кадрирования я приводил в статье Crop - основной инструмент цветного фотографа.

2. Баланс белого

Самый недооцененный инструмент обработки. Многие думают, мол как-нибудь выставим, а потом если что, подкорректируем цвета. Вместе с тем, грамотное выставление баланса белого - залог всей дальнейшей обработки. Как правило, применительно к цифровому файлу ББ выставляется при конвертации Raw-файла. Ну или на камере при съемке в JPEG.

3. Кривые

Самый важный и самый главный инструмент обработки, а также формата представления информации о коррекциях. Не только в цифровой фотографии, но и в пленочной (характеристические кривые фоточувствительных материалов), а также в кино. Инструмент Curves содержится в любой программе по обработке фотографий, даже если вы не видите конкретную кривую. Например, привычные многим Contrast, Brightness и Exposure в Лайтруме по своей сути сводятся к определенным формам кривых. Умение работать с кривыми - базовое в обработке фотографий. По большому счету, самодостаточное. То есть умея работать с кривыми, вы сможете добиться почти любой обработки только с их помощью. С помощью кривых выполняются все светлотно-контрастные приводки, а также цветовая балансировка/окраска вдоль всего тонового диапазона того или иного изображения. Причем с возможностями и качеством, не доступными в прочих инструментах по работе с контрастом, яркостью и цветом. Про кривые я отдельно и очень подробно писал здесь: «Как работают кривые Curves».

4. Насыщенность

Повышая контраст в координатах RGB (а современная цифровая фотография имеет именно такое представление), рано или поздно мы можем столкнуться с перенасыщением цвета. В этом случае на пользу приходят инструменты Hue/Saturation и Vibrance в Фотошопе, цветной эквалайзер в Лайтруме и т.п. Ключевая хитрость работы с этим инструментом (и вместе с тем ключевое непонимание со стороны начинающих фотографов) заключается в том, что его никогда нельзя использовать в плюс (с положительными значениями). Только в минус, то есть насыщенность необходимо снижать, а не увеличивать. За крайне редкими исключениями. Также работать с насыщенностью иногда можно в отдельных диапазонах оттенков, это позволяет делать Hue/Saturation в Фотошопе. Но опять-таки, исключительно на понижение (*).

(*) В этом месте ожидаю больше всего несогласных комментариев, что абсолютно понятно. Вместе с тем, вы неизбежно придете к аналогичным выводам, если будете продолжать углубляться в вопросы обработки. По этому пути прошла не одна тысяча фотографов, включая меня самого.

В принципе это и есть основной набор инструментов для обработки. 95% всех своих фотографий я обрабатываю, не выходя за рамки этих четырех инструментов. А чаще всего даже не выходя за рамки первых трех. Дальше начинаются инструменты дополнительные, которые требуются редко, но иногда все же необходимы:

5. Слои

Слои необходимы для сохранения диструктивной структуры обработки файла (чтобы всегда можно было в случае необходимости вернуться и внести исправления), а также иногда для использования разных режимов наложения. Этот инструмент чисто технологический, но о нем нельзя не упомянуть, если говорить об инструментарии. Слои и, как следствие, файл PSD у меня возникают всегда, когда файл требует обработки в Фотошопе (чаще всего этого не требуется, т.к. достаточно просто Raw-конвертации).

6. Маски

Я стараюсь избегать локальных коррекций везде, где возможно их избежать. Но вместе с тем не брезгую ими, если это действительно нужно. До этого этапа дело доходит еще реже.

7. Цветной эквалайзер

Инструменты типы HSL в Лайтруме или Selective Colors в Фотошопе. Почти никогда не требуются, но даже если в 1 случае из 1000 возникает такая необходимость, не упомянуть об этом я не имею права.

Вуаля. Для обработки фотографий без задач рисования и коллажирования, в подавляющем большинстве случаев достаточно инструментов 1-3. Иногда 4. Очень редко 5. Еще реже 6. Почти никогда 7. Все эти инструменты можно в совершенстве изучить за пару-тройку занятий с хорошим преподавателем в компьютерном классе, или за неделю самостоятельно дома. По большому счету, для качественной, выразительной и эффектной фотографической обработки ничего более не требуется. А вот дальше начинается самое интересное - ЧТО мы хотим получить на выходе. И вот этому уже учиться можно (и нужно) годами, причем двигаясь в этом направлении, вы довольно быстро придете к вопросам съемки, а не обработки. Что логично, ибо все взаимосвязано.

делюсь, #фотография, репост, #фото, обработка фото, фото, интересно, Косенко

Previous post Next post
Up