Внимание, нет времени растекаться мыслию по древу, ибо боюсь расплескать свежую информацию. Только что болтала с дружбаном, который уже раз пять был в Бирме. Два часа общения-обсуждения-вспоминания прошли незаметно.
Итак, вот некоторые фишки.
Почему мужики в Бирме носят юбки? Оказывается, эта традиция идет с военных времен, когда каждый мужик делал себе татуировки на ногах. Когда начиналось военное сражение, юбка подворачивалась на манер подгузника, оголяя ноги и показывая всему миру изрисованные татухами ноги. Вроде как это и сейчас популярно, мол каждый уважаемый муж должен иметь татушку на ноге. Ну а юбки, я думаю, просто из-за удобства носят. Предположения об отсутствии нижнего белья подтвердились, так что юбка - это удобно и приятно, все проветривается, можно не мыть...
Узнала интересную вещь, - оказывается GPS и спутниковые телефоны в Бирме строго запрещены под угрозой ареста. Даже одного иностранного чудака арестовали и долго судили. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Напомню для непросвященных - с телефонной связью в Бирме тяжко. По воспоминаниям моего друга, раньше сим карты стоили 5 тысяч долларов. По моим сведениям, недавно цена была «всего» тысячу долларов. Однако, сейчас есть возможность приобрести одноразовые симки. Цена около 20 долларов.
Алеся, торжествуй - мне известна тайна отсутствия мотобайков на улицах Янгона! Продаю недорого :))))))
Итак, внимание. Когда-то столица Бирмы была переполнена мотобайками, как Сайгон. И правительству это почему-то пришлось не по душе, и оно постановило - с завтрашнего дня ни одного мотобайка не должно быть на улице. Народ, конечно, не поверил. Я бы тоже не поверила, если бы вдруг в Сайгоне резко запретили передвигаться на байках. Так вот, народ себе ездит, думая, что правительство пошутило. А в это время правительство останавливает нарушителей, ставит их в ряд и расстреливает прямо на улице. Вот как нужно добиваться послушания! На следующий день байков не стало. Ни одного байка, кроме полицейских, на улицах Янгона нами обнаружено не было. Зато немногочисленный общественный транспорт, разваливающийся на ходу, обвешан гирляндами пассажиров.
Может, вьетнамцам тоже стоит ввести такие методы воспитания? Типа поехал на красный свет - расстрел. Подрезал на дороге - расстрел. Врубил дрель или молоток в 7 утра - расстрел. Включил громкую музыку в ночном автобусе - расстрел дважды. И так далее. Еще можно расстреливать за харчки, смешки, ковыряние в носу. О, или за обсыкание города! В Бирме один (а может и не один) глупый человек был расстрелян на месте за то, что хотел надругаться над забором пагоды Шведагон - самой красивой пагоды в Бирме.
На счет Шведагона. Если взять гида, которые активно себя предлагают, можно с его помощью найти точки, с которых огромный брильянт в 72 карата горит то красным, то зеленым, то желтым цветом (светофор, гыгы). Кстати, сама ступа Шведагона сделана из чистого золота, а не тупо позолочена, как я думала. Еще на полпути к пагоде есть специальное местечко, где тусуются летучие мыши, и с закатом они все вылетают оттуда. Действие это (вылетание) продолжается 10 минут. Такой живой коридор летучих мышей, кричащих и хлопающих крыльями.
Этого мы, к сожалению, не видели, хотя провели в Шведагоне несколько приятных часов. От услуг гида мы отказались за привычкой не отдавать лишние деньги. А брильянт и мышей обязательно посмотрим в следующий раз.
Хочу еще лишний раз добавить о людях. Все же, находясь во Вьетнаме и вспоминая Бирму, нельзя не отметить, что это, пожалуй, самые честные и бескорыстные люди, которых я только видела. Конечно, и среди них были уже испорченные туристами личности. Но я говорю не о них, а о большей части населения.
98% населения - буддисты. Каждый мужчина в своей жизни был монахом. В детстве детей обязательно отдают в монастырь на какое-то время, после чего они решают - остаться дальше монахами или жить нормальной обычной жизнью. Военное правительство + традиции буддизма учат людей быть бескорыстными, а не материально озабоченными. Считается, что хороший человек не должен быть богатым. Вот поэтому зарплаты в 25 долларов в месяц считаются нормой (возможно, это устаревшая информация). И именно поэтому любой человек, каким бы он бедным не был, поделится последним с нуждающимся. Например, каждый буддист отдаст последнюю рисинку монаху, даже если сам будет голодать. Не подать монаху считается буддистским преступлением.
Или вот еще пример из рассказа того человека, который подарил мне столько полезной и интересной информации о Бирме. К нему прицепилась бабулька, продающая мобильную еду (перевозная кухня), с просьбой купить покушать. Друг отмахивался как мог и придумывал отговорки от «не хочу» до «нет денег». Она долго шла за ним, а потом сказала: «У тебя нет денег, возьми еды просто так!»
В Янгоне в отеле мужик, продающий билеты на автобус, честно отправил нас на станцию, сказав, что у него билеты стоят дороже. В Мандалае местный мальчик угощал нас бирманской выпечкой и переживал, что у нас мало денег, и что мы будем голодать на лодке до Багана. Маленькая девочка в храме (Мандалай?) подарила нам по счастливой сове. Кстати, сову я потеряла. Она случайно оторвалась, и я даже не заметила. Я расстроилась, - сова мне нравилась. Хотя, вроде как это к счастью.
На самом деле у меня и во Вьетнаме были похожие случаи. Когда я ехала на поезде из Нячанга в Ханой, молодой вьетнамский мальчик заглянул в мое купе, увидел меня в окружении бабушек-божих одуванчиков и протянул мне банку колы. Много раз в том же Нячанге меня угощали соками на улице. Дарили цветы. За несколько лет все настолько поменялось, что теперь Нячанг считается одним из небезопасных городов в плане воровства, да и вообще по всему Вьетнаму процентов 90% населения хотят от тебя только денег, да побольше. Хотя, возможно, это лишь мое восприятие. Когда видишь этих людей каждый день, - больше внимания обращаешь на их нечестность, хамство и желание легкого обогащения за твой счет.
Но, возвращаясь к Бирме, хочу сказать, что хотела бы попасть туда еще раз, провести побольше времени на озере Инле и в Багане, не торопясь, а осознанно наслаждаясь. Конечно, я и тогда наслаждалась, поэтому хочется еще. Именно там мне было спокойно и комфортно. Время тянулось медленно, а атмосфера позволяла погрузиться в самые отдаленные уголки своей души.
В общем, я и дальше могу говорить и говорить, так что пора мне затыкаться. Спасибо, Серега, за воспоминания, которые ты воскресил в моей больной тропикозом голове!
А кстати, вот и видео с Бирмы:
Click to view