В России заявлено о формировании гражданского, демократического общества. Демократия в переводе с греческого - народовластие, государственная форма, в которой верховная власть принадлежит всему народу. Народовластие должно реализовываться через три ветви власти, законодательную, исполнительную и судебную. Функция законодательной власти это создавать законы, которые должны работать в интересах большинства населения. Функция исполнительной власти - реализовывать через управление законы и через результат улучшать жизнь народа. Функция Судебной власти контролировать исполнение и соблюдение законов.
Законы должны создаваться для разрешения проблем народа и улучшения его жизни, соответственно должна, быть та система, которая считывает, анализирует, прогнозирует, вырабатывает методологию по разрешению этих проблем, выражая методологию в виде законопроектов, поправок и законов.
О создании такой системы ниже пойдёт речь. В данном случае мы говорим о «Молодёжном парламенте». Основная функция «Молодёжного парламента» как мы понимаем, быть структурой при законодательном органе. Задачи, этой структурыы, анализировать текущие процессы в народе, прогнозировать к чему ведут или могут привести эти процессы. В случае если прогноз несёт отрицательный результат, то должен вырабатываться метод разрешения текущих или прогнозируемых проблем, который, облекается в виде законопроекта или поправки и передается в законодательный орган, для утверждения и внедрения.
В молодёжном парламентаризме РФ мы видим несколько ключевых проблем.
1. Проблема: существующие принципы формирования «Молодёжного парламента» не дают возможность народу (молодёжи) напрямую делегировать и спрашивать молодого парламентария, соответственно и молодому парламентарию не у кого снять обратную связь о текущем состоянии общества.
2. Проблема: нет технологий и систем обучения молодых парламентариев, по анализу, прогнозированию и выработке методов решения проблем в обществе.
3. Неготовность законодательной и исполнительной власти к принятию «Молодёжных парламентов» как равноценных партнеров, с соответственным недофинансированием.
1. Проблема и пути её решения.
Проблема.
На сегодняшний день формирование «Молодёжных парламентов» происходит через делегирование молодёжи от политических партий и общественных организаций. Эта схема слабо эффективна потому что, разные представители политических партий несут ответственность не перед народом, интересы которого они должны представлять, а перед партийной верхушкой. Соответственно политические дрязги, которыми насыщенны законодательные органы, автоматически переходят и на «Молодёжные парламенты». Вместо формирования законопроектов молодёжь занимается ИБД (имитацией бурной деятельности) практикуясь в голословности. Представители общественных организаций тоже слабо эффективны, потому что общественных масштабных организаций, в котором были бы представлены интересы всех слоёв общества, просто не существуют. Есть не многочисленные, несистемно работающие кружки по интересам.
Предложение по решению 1 проблемы.
Создание выборной процедуры, где депутаты «Молодёжного парламента» напрямую избирались бы из числа молодёжи самой молодёжью. При этом надо учитывать фактор недофинансирования.
Например; в Тракторозаводском районе Волгограда, работает около 30 учебных заведений, можно создать систему выборщиков - по одному представителю от школ, по 2 представителя от средних уч. заведений и по 3 представителя от высших учебных заведений с разных факультетов. (Количество представителей по усмотрению).
Общее количество выборщиков около 100 чел., они выбирают депутата в «Молодёжный парламент» путем голосованием через систему ролевых игр. В систему ролевых игр закладывается алгоритм презентации кандидата, проигрывание анализа и метода решения текущих проблем.
Критерии лучших кандидатов; умение видеть, понимать проблемы и находить метод решения проблемы, системное мышление - все это можно проверить через матрицу критериев (в «Молодёжный парламент» нужно набирать не политиканов, умеющих красиво болтать, а тех, у кого есть потенциал эффективной работы по формированию законопроектов в интересах большинства)
2. Проблема и пути её решения.
Проблема.
Проблема: нет технологий и систем обучения молодых парламентариев, по анализу, прогнозированию и выработке методов решения проблем в обществе. Есть такое выражение «Хороший человек не профессия», которое показывает, что без профессиональных знаний и навыков, даже у хорошего человека, дело не будет клеиться.
Предложение по решению 2 проблемы.
Создание системы обучения для молодых депутатов, даст возможность им более эффективно анализировать, прогнозировать и вырабатывать методологию решения проблем в виде законопроектов. Также надо создавать саму систему сбора текущих потребностей в обществе, анализа, прогнозирования и выработки методологии решения проблем в виде законопроектов и поправок.
Пример такой системы: формируется план работы «Молодёжного парламента» как минимум на квартал, при этом план работы должен насыщаться от общественных инициатив, и законодательного органа. В каждом месяце планируются социально - экономические направления, по которым «Молодёжный парламент» должен вести работу.
Механизм анализа, прогнозирования и выработки методологии решения проблем в виде законопроектов выглядит в виде ежемесячного (можно реже) 2-х дневного сбора, на котором собираются выборщики с депутатом. В 1-й день через ролевые игры и тренинги выявляется понимание молодёжи по идентификации и решении задачи. На 2-ой день участники делятся на 10 и более групп, разбиваясь по кварталам своего района, они занимаются исследованием мнения населения по поднятой проблеме. После проведения опросов группы заполняют матрицу критериев, по итогам которой формируется понимание по текущим проблемам и методам их решения, которые оформляются в виде законопроекта или поправки.
3. Проблема и пути её решения.
Проблема.
На сегодняшний день Законодательная и Исполнительная власть не принимает «Молодёжный парламентаризм» как равного и нужного партнера и, как следствие особо и не торопится создавать условия для деятельности молодёжного парламента.
Предложение по решению 3 проблемы.
Депутаты это, как правило, люди с сёрьезным управленческим опытом, хотя бывают и исключения. Логика принятия решения депутатов очень простая - они простые люди, но не слепые и их мнение колеблется в зависимости от проработанности и умения докладчика показать и доказать значимость всех сторон концепции «Молодёжного парламента». Как следствие механизмов принятия решения власти, к той идеи «Молодёжного парламента», которая есть сейчас никто серьёзно не относится, потому что видно, что деятельность такой системы будет более имитационной, чем результативной.
Соответственно от качества проработки концепции «Молодёжного парламента», основанного на практических наработках, будет зависеть и степень поддержки этого проекта от власти.
P.S.
Это всего лишь алгоритм концепции «Молодёжного парламента», сама по себе концепция это серьезный труд, в котором должны быть отображены текущее состояние молодёжного парламентаризма в Волгоградской области в частности и в целом по РФ. Чётко прописана цель и задачи для её реализации, отработаны и прописаны в виде приложений все программы, тренинги, ролевые игры как механизмы реализации работы молодёжного парламента. Чётко прописаны и обоснованы все статьи расходов. Также молодёжному парламенту можно дать еще и функцию общественного контроля. Желательно чтоб в создании такой концепции участвовал депутат законодательного органа и представитель исполнительного органа, с их помощью будет легче согласовать принятие положительного решения.