Руническая письменность славян?
Крайне интересен вопрос существования у славян оригинальной дохристианской письменности, которую многие сравнивают с германскими и тюркскими рунами. Разработка этой проблемы привлекает также внимание профессионалов, несмотря на шумные "дешифровки" ряда дилетантов и шарлатанов.
Коллега из Ярославской области собрал небольшую коллекцию образцов, которые размещены здесь:
http://strogor.livejournal.com/По его мнению письменностей у славян было несколько, поэтому изучение их затруднено из-за недостатка образцов. По электронной почте он переслал нам несколько прорисовок с некоторых интересных граффити, содержащих значительное число знаков, и которые в принципе свидетельствуют о наличии самой своеобразной письменности.
Все изображения публикуем с правом свободного копирования и распространения для всех желающих.
Вот очень характерная (хотя краткая) надпись на сосуде из Тверской области (источник - Жизневский А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М.: 1888, стр. 16, табл. 12.):
Надпись пока не расшифрована.
Некоторые знаки похожей формы видны в надписи на пряслице из Белорусии (источник - Зверуго Я.Г. Древний Волковыск X - XIV вв. Минск. 1975, стр. 124, рис. 38-39.):
Надпись тоже не расшифрована.
На пряслицах часто находят граффити, состоящие из непонятных знаков, например на пряслице из Белоозеро (источник - Голубева Л.А. Граффити и знаки пряслиц из Белоозера. // Культура средневековой Руси. Л., 1974, рис 13б.):
Надпись тоже не расшифрована.
Интересно, что подписанные пряслица у раннесредневековых славян встречаются регулярно, причём давно известны кириллические подписи, вроде тех, что публиковал академик Б. А. Рыбаков:
Особенно интересны надписи в которых встречается повторяющееся слово "пряслень": "Лолин прясленъ" (Болгария) или "Потворинь пря-сльнь" (Киевская Русь).
Вероятно в надписи на одном из пряслиц из Белоозеро действительно имеется слово "прясльнь", что можно использовать при дешифровке некоторых других подобных граффити (прорисовка по Голубева Л.А. Граффити и знаки пряслиц из Белоозера. // Культура средневековой Руси. Л., 1974, рис. 7б )
Предложенное чтение интересно тем, что для обозначения гласных использованы простые вертикальные и наклонные черты, различающиеся только длинной или наклоном, а для согласных употреблены знаки не имеющие сходства (в значении/начертании) с другими письменностями.
На наш взгляд славянские рунические письмена в итоге всё же будут расшифрованы и надписи, исполненые ими, станут дополнительным материалом для историков и лингвистов.