Синопсис Киевский.
http://www.izbornyk.ru/synopsis/syn04.htmО княжениии Рурика с братьями в Российскiй Земли.
Рурик, Синеус и Трувор, принятые будучи всеми россами с большой радостью и благодарностью, вскоре и княжиння Руске, добровольно от народа свободного дано, на три части между собой разделили. Старший, Рурик, взял себе княжиння великоновгородске, а столицу свою на острове озера Ладоги заложил. Синеус завладел землями россійськими над Белым озером, над которым себе град и столицу збудував. А Трувор взял княжество Псковское, столицу свою заложив в Сворцях или в Изборск
Новгородский летописец списка начала XVIII века (сходен Хронографом 1679 года), по рукописи (РГБ ОР ф. 256, № 250, л. 19 об.).
И седе Рюрикъ въ великомъ Новегороде, а столицу свою Рюрикъ на острове езера Ладоги заложи, а Синеусъ на Беле Езере, а Стривусъ в Ызборце.
Новгородская летопись независима от Синопсиса, ведь имя Трувора в ней столь же изменено, как в ряде хронографов XVII века, значит в Синопсис мотив острова на Ладоге внесён из новгородских источников.
Само упоминание города Ладоги, как первой столицы Рюрика распространено во многих поздних летописях-хронографах и в конечном итоге восходит к летописям Новгорода. Но встречается и в некоторых ранних редакциях в том числе в ипатьевском списке ПВЛ (1-я треть XV века) -
ПСРЛ. Том 2. Ипатьевская летопись. СПб, 1908, с. 11.
и придоша къ Словеномъ первее. и срубиша город Ладогу. и седе стареиший в Ладозе Рюрик. а другии Синеоусъ на Белеозере. а третеи Труворъ въ Изборьсце.
Появление сюжета об острове не имеет смысла, если не принять гипотезу, что автор первой записи ничего не знал о реальном городе Ладоге. Заметим, что "седе Рюрикъ въ великомъ Новегороде", но, вероятно, в каком-то повреждённом списке был текст с упоминанием Ладоги и о княжении Рюрика "на Ладоге", что переписчик мог понять, как упоминание Ладожского озера отсюда и появилось странное сообщение об острове на Ладоге: "а столицу свою Рюрикъ на острове езера Ладоги заложи". Однако у такой гипотезы слабой стороной будет плохая осведомлённость автора сюжета в топонимии Новгородской земли, поскольку новгородские источники первичны. Впрочем допустимо, что автор был выходцем из другого региона.
Другая возможность заключается в том, что перед нами следы местной легенды о древней столице на острове. Это тоже возможно, поскольку легенда о другом городе на острове зафиксирована в той же Новгородской земле Иоакимом (по пересказу Татищева):
Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец при оной реке побежден был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошел во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный , где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер.
http://www.magister.msk.ru/library/history/tatisch/tatis004.htmЕсли не заниматься рассуждениями, что Татищев сфальсифицировал "Иоакима" на основе слышанных или читанных в Швеции росказней о Биармии, Гардорике или Гунигарде, а принять, что реальный автор XI века, живший в Новгороде до 1030 года, то есть сам архиепископ Иоаким писал свою "Историю" опираясь и на рассказы шведско-норвежских дружинников Ярослава (в XVIII веке из шведских книг Татищев мог бы больше сведений узнать о Руси-Гардарике), то рассказ об городе Бярмы на острове следует отнести ко времени не позднее XI века. Заметим, что Иоаким называя город по имени, не называет озеро или море на котором был остров. Из этого вероятным будет вывод, что и в рассказе о Ладоге первоначально называлось имя города ("Ладога"), но поздний составитель летописи превратил его в озеро, а город оставил без названия. Причина здесь проста: встретив предание о городе Ладоге на острове, составитель, прекрасно знавший, что Ладога стоит не на острове, просто переделал название города в название озера. Но тогда предание об острове Ладоге будет весьма древним. Изменение гидрологического режима Ладоги и современной Ленинградской области связано с постепенным поднятием всей Фенно-Скандии (Балтийского щита), в то время как южный берег Балтики напротив уходит под воду (поэтому, например, не находят многие богатые портовые города балтийских славян в Северо-восточной Германии, а только их окраины и селения-спутники - многие порты давно находятся под водой). Ещё в середине VIII века в Старой Ладоге была подтопляемая низина, а возвышение "Земляного городища" было островом, и бревенчатые мостки (по которым датировали самое раннее поселение) практически лежали на болотистом острове. Крепость в Ладоге возникает только во 2-й половине IX века, примерно в 870-е годы, когда был заброшен более древний словенский город (Любшанская крепость с прилегающим посадом) стоящий на 10 метров выше, и лишившийся удобной гавани и глубоких заливов в низовье речки Любши из-за отступления воды. И постройка укреплений свидетельствует о необходимости защищать поселение. Возможно Ладога лишилась естественной защиты - то есть перестала быть островом, но предание сохранило сведения, что некий Рюрик заложил Ладогу на острове. Трудно сказать, был ли Рюрик просто основателем поселения, или предком рода Рюриковичей, добившихся в середине X века великокняжеского престола - достоверной информации совсем немного. Не меньше ясности и в вопросе о местонахождении "острова русов" ал-Джахайни, из-за неясности сведений. Но в Приладожье в ту эпоху могли существовать реальные острова, на одном которых северные русы могли иметь свою столицу, и рассказы о которой вполне могли трансформироваться в сюжет об "острове русов".