Уважаемые любители Балкан!
В издательстве "Посев" вышла в свет книга , выдающегося историка российского скаутского движения Ростислава Полчанинова "Молодежь Русского Зарубежья. Воспоминания: 1941-1951". Книга представляет собой рассказ о жизни и делах молодёжи Русского Зарубежья в Европе в годы Второй мировой войны, а также после неё: личные воспоминания, подкреплённые множеством документальных ссылок. Автор сам был свидетелем и участником описываемых событий.
Главы с 4-й по 9-ю посвящены событиям в Югославии и их влиянию на русскую общину.
стр. 35
"В Баня-Луке я поделился новостями с некоторыми из родителей, от которых узнал, что хорваты, воспользовавшись тем, что во время бомбардировки бомба слегка повредила православный собор, приказали его разрушить. На следующий день я пошел посмотреть на рабочих, которые кирками ломают стены собора, и не удержался, чтобы не сфотографировать. Сделал, я это из-за угла, оглядевшись перед этим по сторонам.
В Загребском университете были со мной не очень ласковы. Меня стали стыдить, что я из хорватской Боснии ездил в университет к сербам. Я стал оправдываться, что в Загреб надо было ездить с пересадкой в Славонском Броде, а в Белград было ближе, дешевле и без пересадки.
Служащий, рассматривая мои документы, и увидя, что я "рус", сказал: "Все понятно, греко-восточник и тянулся к своим "влахам", впрочем пишите молбу (прошение), а там посмотрим." "
стр. 47
"Улучшение отношения к православным русским в усташко-католической Хорватии после 22 июня имело и свою отрицательную сторону. Если сербов не брали в хорватскую армию, то нас, русских, могли бы взять....Ко мне Бог был милостив, меня на экзамене в университете провалили, и у меня сохранилась законная отсрочка, но надолго ли?
За меня и за других русских, потерявших работу, хлопотал новый председатель Русской колонии капитан царской армии Владимир Иванович Огнев. В фирме "Хорватские рудники и литейные заводы" кроме меня было двое русских, которых уволили вместе с сербами за то, что мы православные. В нас, как старых служащих фирма, конечно, нуждалась, и со временем я оказался на старом месте, за своим столом с кучей рапортов, которые надо было внести в картотеку, которой я заведовал. За месяц моего отсутствия накопилась столько бумаг, что я пришел в ужас.
-Неужели, если бы я не вернулся, то никто бы картотеки не вел? -сказал я моему соседу, который вел картотеку профильного железа.
-Так мы не сомневались, что вы вернетесь.
-Да, но как я теперь с этим справлюсь?
-А зачем вам стараться для немцев? И кому теперь нужны наши картотеки? Немцы ничего у нас не спрашивают, а просто идут на склад и забирают все, что там найдут. Если рабочие крадут гвозди и проволоку, то не у нас и не у фирмы, а у немцев.
-Чем больше у нас будет беспорядка в картотеках, тем будет лучше для всех нас. Я во всяком случае, стараюсь побольше запутать все наши дела так, чтобы не только немцы, но и сам черт не разобрался. Берите с меня пример!"
Автор в сентябре 2008 года: