Байки плохого следователя. Часть 2.

Feb 24, 2020 01:57


Первая часть здесь.

Может быть и запоздало (часовые пояса и так далее), но поздравляю с Днём Защитника Отечества тех, кто к этому действительно причастен! Желаю здоровья и мирного неба над головой, как бы банально это ни звучало.

Непричастных (и меня в том числе) уже поздравили - как-то так получилось :)

Ну и в честь праздника будет первая история (наверное, и впредь буду выкладывать их по две), которая называется...



Битва титанов.

Из фильмов про Джеймса Бонда мне, пожалуй, больше всего нравится "Золотой глаз". Во-первых, на знакомых декорациях лучше видно, насколько эти поделки изобилуют "залепухами". Во-вторых, сами эти залепухи смотрятся просто анекдотически: чего стоит хотя бы запуск двигателя "Запорожца" ЗАЗ-965 ударом кувалды не то по головке блока цилиндров, не то по вентилятору. Или локомотив "ракетного поезда" - реальный БЖРК "Молодец" ("Скальпель" - это его натовское обозначение) тянули три тепловоза ДМ62, а тут обошлись одним... по-моему, это ЧМЭ2, но могу ошибиться. Зато выкрашенный в чёрный цвет и с брутальной таранной надставкой - наверное, чтобы страшнее смотрелся, это же ужасный дикий русский ракетный поезд!

Ну и диалог Тревельяна с машинистом - выше всяких похвал: "Full speed!" - "Чаво?" - "Full speed!!" Зато с таранным ударом по танку ребята сплоховали. Примерно в те самые годы, когда вышел на экраны "Золотой глаз", в обстановке, очень похожей на изображённую в фильме, наезд поезда на застрявший на путях танк случился в реальности, и итог этого происшествия был несколько другим, чем в фильме.

Чебаркульский район Челябинской области примечателен несколькими вещами. Во-первых, это район курортный - множество озёр, санатории, лечебные грязи, сосновые леса, воздух. Во-вторых, именно в озеро Чебаркуль упали самые крупные осколки Челябинского метеорита 15 февраля 2013 года. В-третьих, в районе находятся два мощных сельхозпредприятия: Чебаркульский молокозавод и Чебаркульская птицефабрика. А в-четвёртых, неподалёку от Чебаркуля расквартирована танковая дивизия и (на ощутимом удалении от её военного городка) размещены учебные полигоны, которые используются для проведения учений и сборов и самими этими воинскими частями, и военными кафедрами Южно-Уральского госуниверситета, и печально знаменитым Челябинским танковым институтом (сейчас он закрыт), и чуть ли не всем нынешним Центральным военным округом - вплоть до проведения там международных военных учений.

И вот однажды "экипаж машины боевой" рванул с этого полигона в самоволку. Поскольку очаги цивилизации от этого полигона расположены далековато, решили они поехать прямо на танке. Но даже в российской реальности, если не принимать во внимание голливудскую "развесистую клюкву", танк на дорогах общего пользования смотрится не совсем обычно, привлекает излишнее внимание и порождает ненужные вопросы. Поэтому прокрадывались они просёлками, перелесками и задворками, умело маскируясь от атаки вероятного противника и бдительности командования и военной автоинспекции (что важнее).

Но когда они доехали до Транссибирской магистрали (переезжали они её, разумеется, не по переезду), механик-водитель здорово сплоховал. Если бы он пересекал железнодорожные пути под прямым углом, ничего бы не случилось: танк и надолбы, и противотанковые ежи преодолеть может (при этом, правда, у него под ударом может оказаться борт или даже днище, но сейчас это не так важно), что ему какие-то рельсы. Но он почему-то стал пересекать их под острым углом, и гусеница - металл по металлу! - соскользнула с рельса и провалилась внутрь колеи пути. И выехать не получается - рельс гусеницу вновь и вновь внутрь отбрасывает, не даёт на головку рельса заехать.

При этом Транссиб - линия очень оживлённая и загруженная. Может быть, танкисты и сумели бы догадаться, как выбраться из колеи, но грузовой поезд появился буквально через несколько минут. Думаю, что они догадались быстро покинуть танк, потому что когда я слышал об этой истории от работников дежурной части ЛОВД на станции Челябинск, о человеческих жертвах они ничего не рассказали. Но танк от удара поезда сбросило с пути и перевернуло. Кстати, ума не приложу, как от удара не сдетонировали боекомплект и топливо в баках-стеллажах.

В принципе, все знают: от удара поезда автомобили превращаются в груду искорёженного металла. Но танк - он всё-таки попрочнее будет, да и удар лобовой, поэтому в тот раз куда больше пострадал электровоз, точнее, его передняя часть. Он оказался между молотом и наковальней: с одной стороны танк, с другой - состав в несколько тысяч тонн; 1 - 3 тысячи тонн - вполне рядовая масса для грузового поезда. Опять же, судя по отсутствию сведений о пострадавших, локомотивная бригада успела, открыв поездной кран, вовремя покинуть кабину.

В общем, боевая ничья.

Почему из меня не вышло следователя?

Честно скажу: неприятно писать о своих просчётах. Но объясниться нужно, потому что несмотря на обилие красочных наблюдений, прослужил я всё-таки недолго. Пять месяцев - это не срок. Несерьёзно. У меня никогда не было классного чина - это условный аналог воинского звания, именно он определяет количество и размер звёздочек на погонах, - я никогда не носил форму. Удостоверение, правда, было; хотя здесь надо сказать пару ласковых в адрес Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета: удостоверение следователя прокуратуры-то я 6 сентября 2007 года сдал, а удостоверение следователя СКР мне не то что 7 сентября не дали - я на него только в октябре сфотографировался, а получить - так и не получил до увольнения. Можете представить, насколько это усложняло работу: если очень коротко, то для каждого "первого свидания" с каким-нибудь должностным лицом приходилось прибегать к посредничеству милиции, а у них ведь и своих дел полно.

Но я отвлёкся: главная моя беда была не в этом.

Есть такой показатель - выход дел. О нём не любят писать в детективах; только один раз об этом показателе я вскользь увидел в сериале "Тайны следствия" - помните, с Анной Ковальчук в главной роли? Между тем, это главнейший количественный показатель работы следователя, и означает он количество уголовных дел, по которым предварительное следствие окончено, и которые направлены в суд с обвинительным заключением, утверждённым прокурором. Минимально допустимый выход - 2 уголовных дела в месяц.

Вот с этим у меня были перебои. Если посчитать средний (не помесячный!) выход, то у меня он окажется ровно в два раза меньше. Если честно, то я всегда предпочитал качество скорости, а в работе следователя о каких-либо предпочтениях речи не идёт: всё должно быть сделано полностью, качественно и быстро.

Мне всегда казалось, что моим делам не хватает доказательств, что в суде они развалятся, что нужно ещё подработать здесь, здесь и здесь, что протоколы допроса только в обвинительном заключении можно развернуть в свою пользу, а суд скорее согласится с доводами защитника, что такое обоснование обвинительного заключения прокурор вообще развернёт, а предварительное следствие уже окончено - что я буду делать? Справедливости ради, пару раз мне действительно не утверждали обвинительное, но вопросы защиты: "а какое может быть дополнительное следствие - мы же уже ознакомились с материалами дела?" как-то повисали в воздухе и особо не всплывали. По результатам дополнительного расследования, когда прокурор обвинительное заключение всё-таки утверждал, процедуру ознакомления с делом повторяли, хотя УПК (Уголовно-процессуальный кодекс) этого прямо не предусматривает.

Ещё (не мне в оправдание, а просто для констатации факта) надо сказать, что сейчас по сравнению с тем временем здорово изменились к лучшему и компьютерная техника, и процессуальное законодательство, и даже работа почты. Что там говорить - в то время правило: "до получения оригинала документа можно руководствоваться сканом," ещё только зарождалось. Отправлять уведомление по почте было обычным делом, но высылать почтой повестку на допрос - смерти подобно. С повестками отправляли практикантов, "общественных помощников", если уж очень далеко - сами ездили. В те годы ещё была практика передавать срочные документы с водителями автобусов, а у линейных отделов милиции была собственная "недекларируемая возможность" - отправлять документы с локомотивными бригадами. Когда-то в одной из своих первых записей я рассказывал, как быстро сделать большой пакет из шести листов бумаги и чёртовой кучи скоб для степлера - так вот, эти навыки оттуда.

Много было нервов по поводу экспертиз, особенно в части исследования трупов. Это сейчас можно без проблем продлить доследственную проверку до 30 суток, если идёт экспертное исследование. Тогда такие номера не проходили: 10 суток (и это с учётом продления, а так - 3!) - и что хочешь делай, но материал должен быть закрыт мотивированным постановлением. Часто выкручивался телефонограммой: звонил дежурному судмедэксперту, выяснял у него по телефону основные результаты исследования и вбивал текст в телефонограмму: дата, время, номер телефона, передал дежурный судмедэксперт такой-то, принял следователь Дульский. Акт экспертного исследования придёт в срок, установленный Минздравом, но меня это уже волновать не будет: я составлю отказное, опираясь на данные телефонограммы, а сам акт экспертного исследования - пусть даже он пришёл после окончания срока доследственной проверки! - подошью к материалу.

А вообще, знаете... Все же как-то работали!

Только я вот не смог.

Здесь ещё вот какая собака зарыта. Многие мои сокурсники начиная с 3 курса становились как раз теми самыми "общественными помощниками" в районных прокуратурах, о которых я упомянул чуть выше. Они набирали ценный практический опыт, потому что уже начиная с университета вращались в практической работе. Их использовали как понятых при производстве следственных действий, они занимались рутинной канцелярской работой, такой, как сшивка дел, нумерация листов, составление описей; те, кто поопытнее, сами писали протоколы рутинных следственных действий, таких, как осмотр предметов и документов (самые муторные осмотры, которые я помню, это прослушивание и расшифровка аудиозаписей контрольных закупок, расшифровать их - мука мученическая была!), формально оставаясь понятыми. Разумеется, я тоже проходил практику, где делал многое из этого, и свои обязанности выполнял качественно, "без дураков", но практика заканчивается даже быстрее, чем расследуется отдельно взятое уголовное дело. "Полный цикл" - от 140-й до 217-й статьи УПК - ты по нему не увидишь. А быть общественником - это означало совмещать работу (заметьте, она ещё и не оплачивалась, но тогда нам всем это было неважно) и учёбу, причём в университете никаких скидок на твои романы с прокуратурой никто не делал. Все всё знали и понимали, но у вуза своя правда: есть учебный план, ты должен усвоить определённый объём знаний (и не беда, что некоторые из них существенно расходились с практикой), подтвердить знания сдачей зачётов и экзаменов, написать и защитить дипломную работу. Впрочем, не могу не отдать должное: учили вроде бы неплохо, именно университетские знания не раз меня выручали. Только практические знания в должном объёме начал получать поздно. Шишки стал поздно набивать.

И, если честно, один из моих будущих начальников ещё на преддипломной практике мне сказал: тебе работать следователем будет очень непросто. Между строк я должен был прочитать (и он потом мне сказал об этом прямо): это не твоё, не лезь сюда. Прямо скажу: у него были основания так судить, у него был большой профессиональный и жизненный опыт, упрекать мне его не в чем.

Наверное, это и в самом деле было не моё. Что там говорить, если я уже который год безуспешно пытаюсь "развестись" с юридической практикой, хоть и набрал в ней некоторый опыт?

Ну, что ж теперь - я хотя бы попытался.

Обещаю с третьей частью не тянуть, но до этого я завтра выложу ещё одну статью, которая была набрана где-то два года назад, но до сей поры ждала своего часа. И вообще, раз пошла такая пьянка, то буду перемежать эти части материалом на другие темы. А то некоторое количество накопилось и лежит годами втуне. Непорядок, правда?

железная дорога, к размышлению, байки плохого следователя, наблюдения, hand-made

Previous post Next post
Up