ПРАВАЯ ПЛАТФОРМА БРИТАНСКОГО ПАНКА - THE STRANGLERS или ДУШИТЕЛИ

Mar 06, 2014 07:31

Начинаю публикацию в своем жж глав из новой книги по британской революционной музыке 1976-1980-х годов. ищу, конечно, издателя, но главное - попытаюсь хоть так сохранить свой труд. Понятно что сегодня издателям не до этого,Н я просто хочу чтобы книга не пропала.
The Stranglers были ребятами, у которых были яйца - и их творчество еще пригодится для молодежной культуры Новой России.

ИЗ

ДИКТАТУРА THE STRANGLERS

"Каждый человек - это остров."

Джа Уоббл

ПРЕДИСЛОВИЕ

Почему-то воспоминания о славной эпохе панк-рока в Англии все еще греют душу крестьянина в России. Писать бы, конечно, о русском-белорусском панке, делиться воспоминаниями о ТамТаме, о панке в Ленинградском Рок-Клубе конца 80-х, об Олди и Комитете Охраны Тепла, о новом поколении панка - но так мало у нас достойного продукта. Увы - наши музыканты спились и сторчались - но кто в этом виноват как не Большой Брат, угробивший всю отечественную рок-индустрию? Ведь панк без родной рок-индустрии - что рабочий без станка.

В привычном понимании панки - это грязь, говно, бухач, наркотики и полное невладение собственным инструментом: и поначалу панк именно в таком виде и был завезен в Россию, и, возможно, рос да так не вырос из этих штанишек.

Я впал в серьезную амбицию показать, что были другие панки, которые занимались поп-алхимией и походили скорее на средневековый цех, а вовсе не на удолбанных идиотов.

И я давно начал подозревать, что все, что вы, ребята, знаете про английский панк - все там было с точностью до наоборот.

Так я впал в еще одну амбицию переписать кое-что по истории панка: хватит лондонским либералам вешать вам лапшу на уши.

Англичане не вдруг осознали тот факт, что есть кое-что, чем они стопроцентно могут гордиться в культурной сфере. Панк-рок - исключительный момент в культуре Британии, когда из подросткового курьеза Панк становится фактом национального и - шире - общемирового значения.

Как раз в ту пору, когда общество начало превращаться в собрание атомизированных индивидуалов, и рабочий класс приговаривают к уничтожению, расчищая место более прогрессивному человеко-фактору, в Англии грянул панк-рок, выступивший против проводимой трансформации.

Панк явился самым драматичным периодом истории западной поп-культуры ХХ века, и вряд ли его кто-то в ближайшем времени переплюнет. Его культурное значение будет только возрастать, и особенно на фоне безрыбья последних лет. Сама Англия начинает ясно осознавать, что панк-рок - это лучшее, что случилось с королевством за весь ХХ век. Больше жизни, товарищи!

The Stranglers - одна из 5-10 великих британских рок-групп второй половины ХХ века. Она руководствовалась взятой на себя древней цеховой этикой, и вопреки всем неблагоприятным раскладам смогла выстоять в качестве художественной силы. Так или иначе, подобно Битлз, Флойд, Кинг Кримсон, Цеппелин, Пистолз, Клэш, Джой Дивижн, Полис, Смитс, добавьте сюда еще дюжину коллективов, The Stranglers явили нам свой особый художественный гений, который приводит в изумление и будет приводить и дальше всех, кто обращается к истории музыки ХХ века.

Холодно-брутальная искренность их песен неподражаема. Недаром Майк Науменко так жаловался, что никто у нас "не слышал Стренглерс". Эта группа пережила и Майка. Стренглерс - самые большие долгожители панк-эпохи, и в то же время самые успешные панк-рок-артисты: на протяжении почти 4-х десятилетий они записали 23 сингла, попавших в Топ 40, и 17 альбомов.

Если в свое время их много сравнивали с дада - "высоким" европейским искусством второй половины ХХ века - то и я хотел бы, чтобы мою работу воспринимали как искусствоведение. В первую очередь я стараюсь писать об искусстве поп-музыкальном, а потом уже о политике, религии и экономике самого предприятия Стренглерс.

Либеральная критика, однако, не жалует Стренглерс, фактически, они отписаны от истории панка. Им почти не нашлось места в такой "библии" панк-рока, как вышедший в 1991 том Джона Саваджа, "Английские Мечтания". Им не вручают никаких премий, и ВВС никогда не снимет по ним честный документальный фильм. Вы не увидите их пластинки в бесчисленных списках лучших альбомов всех времен, составляемых ММ, NME, Guardian, Rolling Stone. При этом до сих пор группа (пусть и без Хью Корнуэлла) продолжает давать концерты, каждый из которых - событие для многочисленного фан-клуба группы во многих странах. Бэнд продолжает собирать полные залы в Англии, в Европе, Японии, Австралии и др., и кривая их развития все еще непредсказуема.

В чем же тут дело? Связано ли это неприятие группы с их хулиганским поведением, которое им не могут простить по сей день? С их знаменитым имиджем "реакционных сексистов", а также имиджем дебоширов и драчунов? Конечно, они очень плохо себя вели, но все плохо себя вели. Хорошо себя вести было просто неприлично. Значит, дело тут - в манипуляции по политическим мотивам. Мы и будем стремиться разобраться в этих мотивах.

Первую биографию группы взялся писать их фэн Крис Тоуми в 1981 по согласованию с самим бэндом. Он писал ее четыре года, но дело с издательствами не очень срасталось, и сам коллектив ничему не способствовал, а наоборот так заморочил автора, что тот на все плюнул. В итоге THE MAN THEY LOVE TO HATE вышла на 3-4 сокращенной, размером всего в 110 страниц: остался фактически голый скелет, а все самое драгоценное "мясо" - байки, прибаутки-шуточки, документалистика и наверняка многие тайны - так и пылится в рукописном виде у автора на чердаке в Лондоне. Я много цитирую эту книгу, доступную мне в укороченном виде, и все лелею намерение выпросить у автора его рукопись.

В 2001-м выходит книга SONG BY SONG, в которой Хью Корнуэлл, опираясь на песенные сюжеты, воссоздает биографию Стренглерс. Жан-Жак Бернель назвал книгу поверхностной и сказал, что прочитал ее за вечер. Я ему охотно верю.

Хью Корнуэлл, расписавшись, выпустил и свою автобиографию, "A Multitude of Sins, The Autobiography", наверное, это чтение занимательное.

В 2004-м вышла книга Дэвида Бакли 'The Stranglers - No Mercy: The Authorised and Uncensored Biography'. Ее вы можете прочесть сами - и сравнить с моей работой.

Барабанщик Джет Блэк выпустит и свою книгу, но мне хватило вороха газетных и журнальных статей и интервью, по которым и воссоздается биография Душителей.

Потому что, подозреваю я, что все эти книги обладают одним качеством: они следуют неписаному правилу "политкорректности", и кое-что остается у них за бортом исследования. За них я попробую кое-что досказать, потому что мне это сделать легче, так как с работы меня уже выгнали.

Да, Большой Брат, возможно, не лучший перевод английского Биг Бразер (скорее - Старший Брат), но так уж он получился.

Обращаясь к неанглоязычной аудитории, имеющей смутное представление о лирической наполненности песен коллектива, я старался как можно полнее рассказать о содержании песен, вгрызаясь в каждую строку Душителей.

Ценным подарком стали выпуски фэн-клуба Стренглерс 2000-х годов (редактор - Гарри Кент) Burning Up Times, выложенные в свободный доступ. Неоценимый подарок русскому исследователю творчества Душителей! На сей раз кампания по восстановлению исторической справедливости исходит от самих очевидцев панк-движения и слушателей.

Моей задачей было прославление героизма отдельно взятых личностей, подлинных британских традиционалистов, спаявших себя в крупную музыкальную мафию, которая всегда перла против течения и оставила после себя легенду о свободной Европе в робких сердцах нынешних запуганных миллионов. Они являли собой Сверхсущество, которое жило и творило только по одним им ведомым законам. И они оставили за собой дух Сверхсущества, который будет вечно жить в их музыке.

В кой-каких цитатах источник не указан - так что верьте мне на слово. Все оригиналы есть в Инете. Мне показалось правильным слово в слово перевести некоторые статьи и интервью из английской музыкальной прессы: ничто не может так передать картину эпохи, как пресса тех лет. Везде, где это возможно, я попытался приводить свидетельства самих очевидцев тогдашних панк-рок-событий.

Да, слово пОпс в любом падеже звучит с ударением на О. Покойник Вася Червяк имел свою лексику и заразил нас всех этим словом, он называл попсом всю без исключения современную музыку, включая панк-рок, и я никак не могу от этого слова отделаться.

Василий Соловьев-Спасский

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 НАЧАЛО THE STRANGLERS

2 НОВАЯ РАСОВАЯ ДОКТРИНА, ЭНОХ ПАУЭЛЛ, ПОП-МУЗЫКА И ТАВИСТОК

3 НЕМНОГО ПАНКОЛОГИИ СО СВАСТИКАМИ

4 ДЖОННИ ГНИЛОЙ В ГОРОДЕ

5 THE STRANGLRS - КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1977

6 THE STRANGLERS - СИНГЛЫ 1977

7 КРЫСА - RATTUS NORVEGICUS

8 ГЕРОИ

9 РОК ПРОТИВ РАСИЗМА И ПАНК И РЕГГЕЙ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФРОНТЫ

10 КРЫСА ПРОДОЛЖАЕТ АТАКУ

11 МИРОВОЕ ТУРНЕ ВИКИНГОВ

12 КРЫСА СТАНОВИТСЯ ВОРОНОМ

13 ЖЕЛЕЗНЫЕ РУЧКИ-КРЮЧКИ МАРГО-УБИВИЦЫ

14 ЛЮДИ В ЧЕРНОМ НА ТАБЕРНАКЛЬ-СТРИТ

15 КИНО И НЛО, ГРИБЫ И ГЕРОИН

16 АЛХИМИЧЕСКАЯ ВОЗГОНКА ЯДОВ

17 ПОСЛЕ БУРОГО ЗЛАТА

Previous post Next post
Up