Nov 15, 2019 22:32
Любое альпинистское восхождение, в том числе и совершающееся в рамках чемпионата, полностью лишено веяной зрелищной функции. Команда действует в полном отрыве (не считая радиосвязи) не только от зрителей, но и от судьи, тренера, группы обеспечения. Интересы команды и все решаемые ею проблемы замкнуты на собственных взаимоотношениях. Достижение поставлен¬ной цели -вершины -фиксируется самой командой, она же оценивает качество своей работы, долю участия в ней каждого члена команды, его личные достоинства и недостатки. Ей, команде, не к кому апеллировать, не от кого ждать поддержки или осуждения. Это налагает высокие нравственные обязательства как на весь коллектив, так и на каждого из его участников.
Различные фотокинодокументы, даже публикуемые на страницах печати и показываемые на экранах кино или телевидения, дают очень скупое, а иногда и превратное впечатление об истинных условиях работы альпинистов на сложных маршрутах. Но и в этом тоже нет ничего удивительного. Профессиональные кино- и фотокорреспонденты на ответственных маршрутах - исключительная редкость, а любители -участники команд - именно в те моменты, когда, казалось бы, надо щелкнуть затвором камеры, заняты более ответственными делами, хотя уровень их кино- и фотомастерства зачастую не ниже профессионального. Инсценированные, так называемые постановочные, съемки никогда не могут полностью передать атмосферу напряженной работы в условиях сложного восхождения. Впрочем, любую инсценировку, равно как и другие фотофокусы, даже не очень опытный глаз легко отличит от документальной съемки. А обстановка восхождения, нан мы видим, разительно отличается от обстановки любого другого спортивного соревнования, и прежде всего именно в спортивном аспекте.
Рассмотрим, например, роль тренера команды в под-готовке к соревнованию и во время его проведения. В большинстве видов спорта тренер постоянно контактирует с командой, имеет возможность непосредственно наблюдать за ней в наиболее ответственные моменты подготовки и в ходе соревнования. Более того, именно в самые напряженные минуты состязаний он может вмешаться, заменить игрока, дать новую тактическую установку, успокоить и поддержать своего воспитанника, позволить ему отдохнуть и даже оказать некоторое психологическое влияние на соперника. Такие возможности предоставлены ему правилами соревнований. Использование перерывов между попытками и раундами, тайм-ауты, неограниченные и ограниченные замены игроков, да и просто присутствие тренера на трибуне -все это постоянно ощущается его воспитанником.
Тренер может оценивать уровень подготовленности команды, не только прибегая к научно обоснованному тестированию и контролю за выполнением определенных нормативов, но и наблюдая за спортсменами, если так можно выразиться, в бою. Более того, с помощью видеокамеры он может зафиксировать любой момент не только тренировки, но именно боя и позднее, когда соревнование окончится, проанализировать действия спортсмена, всей команды и даже противника с любой степенью подробности. А на ответственных соревнованиях ему поможет специальная бригада, которая подсчитывает количество технических и тактических ошибок, фиксирует занятость спортсмена, его активность, наблюдательность, скорость, уровень взаимопонимания и взаимодействия с партнером и многие другие необходимые тренеру данные.
В альпинизме тренер лишен большинства этих возможностей, даже если он постоянно тренирует одну и ту же команду. В силу упомянутой сезонности он может иметь достаточно полное представление лишь об общей и специальной физической подготовленности своих учеников. Что же касается их технической квалификации, особенно взаимодействия, его представления никогда не смогут быть достаточно полными и достоверными, если, конечно, он не «играющий» тренер (в альпинизме данное явление встречается не так уж часто). И это понятно. Обстановка сложного многодневного восхождения, ощущение постоянной опасности, громадная взаимная ответственность, накапливающаяся усталость не могут не отразиться на качестве выполнения технического приема, организации взаимодействия.