Ввиду того что шел конец второго часа, выступление пришлось значительно сократить :((( Здесь размещаю полный заранее подготовленный тест выступления.
«Уважаемый Виталий Леонтьевич! Уважаемые участники заседания!»
«Наверное, не совсем принято в формате коллегий федеральных министерств, но поскольку я представляю молодёжную организацию, позвольте вначале коротко о практике (уникальности) нашей деятельности…» «Студенческая община» - одна из немногих общественных организаций, которая, как нам кажется, успешно сочетает ориентацию на результат (бизнес-подход) и интересную, волонтёрскую, молодёжную атмосферу в деятельности.
«Может быть, поэтому ряд наших проектов стали не фиктовно, а реально «молодёжными». Такие как Акция «Георгиевская ленточка». Организация подработок без ущерба для учебного процесса в регионах.
Что конкретно мы умеем и делаем? Мы обеспечиваем возможность молодому человеку без ущерба для основной занятости (учебы или работы) подрабатывать. В основном на рабочих профессиях. В основном в сфере потребительского рынка. Оперативность предоставления подработки это время за которое человек успевает доехать до места работы. Обучение например кассира длится 2 дня с учетом аттестации. Делаем это путем разбиения одного рабочего дня на удобные смены. Эта наша системная конвейерная работа и технология строится на разработанной нами базе данных, в которой фиксируется вся трудовая история человека, и позволяет готовить, назначать и принимать работы, выплачивать заработную плату уже на следующий день, по любым схожим видам работ. Объем таких работ, до кризиса, составлял до трех тысяч человек единовременно. И с этой технологией мы готовы включиться в реализацию обсуждаемой программы.
Что касается самой программы. Это лучшее, что мною прочитано в сфере молодежной политики, за последнее время. Видны реальные результаты работы экспертов и сторонних наблюдателей
Важно, что дух (суть) программы - адекватно оценивать себя, быть честным самим перед собой. Это наиболее действенный способ излечиться от поразившей наше общество болезни - безответственности в иллюзиях, агрессивной инфантильности, некомпетентности и нежелания учиться и создавать прибавочный продукт.
Другое направление в котором мы видим своё участие в программе это «Волонтерская занятость». Если коротко говорить о технологиях нашей работы по развитию волонтёрства, то я б это сделал на примере Акции «Георгиевская ленточка», впервые организованной нами в 2005 году совместно с РИА НОВОСТИ, при поддержке города Москвы.
Показательно, что когда мы говорим коллегам, которые вроде тоже занимаются работой с молодёжью, что из года в год удаётся организовать производство, логистику и информационное сопровождение Акции, материальную помощь ряду домов ветеранов и другие подпроцессы, в которых принимают участие (только в Москве) более пятисот волонтёров, исключительно силами молодёжи - почти все в этом сомневаются. Но у нас реально молодые ребята и девушки проинструктированные по Кодексу Акции, и регламентам логистики акции, дополнительно обученные причинно-следственным параллелям Победы нашей страны в Великой Отечественной войне, имеющие, как и большинство социально-здоровых людей, желание быть сопричастным общему справедливому делу, плюс, возможности общения с интересными людьми, детьми и внуками маршалов Победы, ветеранами - качественно и чётко каждый на своём «участке фронта» делают общее дело.
Это молодёжи нравится, и тому подтверждение тот факт, что уже сейчас за полтора месяца до старта акции число желающих только в Москве значительно превышает наши потребности.
Но мы видим потенциал для развития подобного волонтёрского движения в регионах. Это очень эффективно, поскольку даёт ребятам не только возможность общаться, интересно проводить время, но и обучает коммуникации, психологии общения, ответственности, тайм-менеджменту и использованию информационных технологий.
Скажу больше, прошедшие подобную практику сами вовлекают в процесс социально-полезной деятельности своих сверстников, причём получая навыки, позволяющие им при грамотной мотивации, основанной на понимании, участвовать в смежных волонтёрских программах.
Вместе с тем, по прочтению программы, есть ряд дополнений и предложений:
В вопросе менеджмента качества. Предусмотреть средства (какой-то процент - 2-4% от каждого мероприятия или программы вцелом) на независимое измерение социальной эффективности реализации Программы. Где среди ключевых показателей эффективности (KPI) реализации программы были бы показатели соотношения занятых оплачиваемых сотрудников и волонтеров, объема затраченных средств и охвата аудитории.
По направлению «предпринимательство» не предусмотрены программы по массовому стимулированию создания организаций малого бизнеса. А в направлениях связанных с занятостью можно было бы добавить создание мелкопромышленных производств (в т.ч. высокотехнологических), для обеспечения массовой занятости молодежи.
Также максимальным по эффективности в этом направлении проектом могли бы стать соответствующие компьютерные игры - экономические он-лайн стратегии по виртуальному созданию и развитию в условиях конкуренции собственного бизнеса (с учетом российской спецификации этого процесса). Так в игровой форме с элементами соревновательности, с участниками в виде реальных людей, мы обучим несколько тысяч человек теоретическим и немного практическим навыкам в этом направлении. Это не дорого и не сложно.
В мероприятие 4.1 - Развитие системы доведения информации о возможностях. Я бы предусмотрел, наряду с предложенными механизмами, а в условиях кризиса возможно и вместо, т.е. не создание специальных дополнительных носителей информации пропагандирующих какие-то ценности или популяризирующие какие-то явления, а формулировать и внедрять в существующие масс-медийные проекты (особенно финансируемые из государственного бюджета) соответствующих, в профессиональном жаргоне медийщиков называемых «меседжей», т.е. сообщение, которое меняет отношение, которые сами авторы, режиссеры и продюсеры внедряют в свои продукты. Они в своих коммерческих продуктах сделают это между делом гораздо эффективнее! Получается такой Социальный «Продакт-Плейсмент» (Product Placement). И среди «носителей», на мой взгляд, не заслужено упущены: телефильмы, сериалы, реалити-шоу, социальные сети и т.д.
В этом же мероприятии важно четко сформулировать обязательство всех субъектов реализующих мероприятия программы, обеспечить более широкий и равный доступ к участию, например за счет обеспечения трансляции событийных мероприятий в сети интернет, с возможностью всех зрителей принять участие (послушать, задать вопрос, высказаться по проблематике), так мы охватим весь русскоговорящий мир и включим в процессы такую категорию как «молодые инвалиды». Это опять же не дорого и легко реализуемо.
Касаемо переподготовки учителей. В программе поставлен верный акцент на работу с молодёжью с младших классов школы, а не со студентами вузов, как это сейчас, в основном. Потому как в этом месте очень заметна отсутствие технологий и неспособность «школы» сформировать у человека - уважение к труду (любому!), популяризовать рабочие и технические специальности, осознанного волонтерского труда, непринятия деструктивных образцов оргкультуры общества: курение, алкоголизм, коррупция и взяточничество!
Наставничество - не административное, а основанное на лидерстве - во многом уникальная форма воспитания подростка, так как, молодой человек на протяжении всего периода взросления, в первую очередь, подражает и перенимает образцы поведения и отношения ко всему - от чуть более старшего сверстника, а не от взрослого человека!
Основной задачей нашей организации в Москве и в регионах является социализация молодежи через оплачиваемый труд:
- организация экономической самостоятельности молодых людей, прежде всего, студентов без ущерба для учебного процесса с почасовой оплатой;
- организация эффективного волонтёрства, основанного на осознанном (а не только на эмоциональном) восприятии значимости своей деятельности для общества и полезности для себя;
- практико-методическая поддержка органов молодёжно-студенческого самоуправления с акцентом на участие в социально-экономическом развитии своего региона.
Таким образом, наш коллектив уже в процессе подготовки ближайших молодёжных проектов использует положения рассматриваемого сегодня документа, поскольку в нём адекватно и чётко сформулированы вопросы молодёжи и те этапы их решений, которые понятны в молодёжной среде. А значит, среднестатистический парень или девушка из любого региона России при правильной реализации сами захотят принять участие в их воплощении.
Я это акцентирую потому, что услышал это накануне от руководителей региональных представительств «Студенческой общины» на последнем интернет-совещании.
Молодёжные организации должны иметь представление о жизненных стратегиях своей целевой группы: что и как член организации планирует достичь в своей жизни? что сейчас (в этом году, в этом месяце, на этой неделе и/или вчера) делает для этого? Чтоб не получилось, что все, вроде, хотят быть здоровыми и долго жить, но курят и регулярно употребляют не самый качественный алкоголь, а траву не считают наркотиком...
Но самое важное, что волнует ответственных активистов молодёжного движения - это возможность реально быть востребованными государством, использовать свой опыт и организованную энергию в полезных и осязаемых целях.
К сожалению, наверное, но факт есть факт, (а решение любой проблемы начинается с её признания) в нашей стране явный дефицит по-настоящему работающих молодёжно-волонтёрских организаций. И даже те, которые есть, зачастую имеют (если говорить научным языком) субъект-объектный характер работы. То есть есть учитель и есть ученик. Для детского сада, школы или детского движения такой подход, возможно, допустИм, но для молодёжного движения, для стратегических интересов России по формированию самостоятельных и конкурентоспособных граждан - вреден и опасен.
Поэтому, уважаемый Виталий Леонтьевич, предлагаю использовать для реализации Программы опыт «Студенческой общины» для тиражирования показавших свою эффективность подходов к организации занятости и молодёжно-волонтёрской работы чтобы настоящих, а не фиктивных молодёжных объединений стало и по количеству, и по качеству больше во всех регионах наше страны.
Важно, что в проекте Программы условия для этого созданы. А мы готовы на себя взять (полностью или частично) реализацию всех, тем которые я сегодня затронул.
С готовностью к эффективной работе благодарю за предоставленное слово! Спасибо!