Британские археологи совершили открытие, ставящее под сомнение популярную в научной среде гипотезу о том, что сифилис приехал в Европу из Нового Света на каравеллах Христофора Колумба.
Вышеупомянутая гипотеза основана на том, что первая в Европе эпидемия сифилиса, свидетельства о которой дошли до наших дней, произошла в самом конце XV столетия, вскоре после завершения экспедиции Колумба (1492-1493).
Однако в ходе недавних масштабных раскопок в Лондоне ученые обнаружили семь человеческих скелетов, вид которых явно свидетельствует, что при жизни их обладатели страдали этим венерическим заболеванием. Два из обнаруженных скелетов были захоронены между 1200 и 1250 годами, а пять остальных датируются 1250 - 1400 годами.
Рядом с останками больных были обнаружены и другие скелеты, а также различные предметы - в том числе монеты, - что дало ученым дополнительную возможность убедиться в правильности датировки, основанной на данных радиоуглеродного анализа.
Все семь скелетов были захоронены в части современного лондонского Ист-Энда, где во времена Римской империи располагалось кладбище, а позднее находился самый большой в средневековой Англии госпиталь, известный под названием St Mary Spital, пациентами которого, по всей видимости, и были все семеро сифилитиков.
"Хорошо сохранившиеся скелеты жертв заболевания свидетельствуют о том, что все эти люди испытывали при жизни страшные боли", - рассказал специалист всемирно известного Лондонского Музея Брайан Коннелл.
В частности, среди семи скелетов обнаружены останки 10-летнего ребенка, которому болезнь, скорее всего, досталась в наследство от матери. По словам Коннелла, череп мальчика, который должен бы быть гладким, напоминает лунный пейзаж, а зубы у него росли под углом 45 градусов к щеке. Кроме того, несчастный ребенок, вероятно, был слепым.
Страшная находка свидетельствует о том, что Колумб и его матросы не имеют никакого отношения к появлению сифилиса в Европе, а то, что время первой задокументированной эпидемии заболевания связывали с периодом открытия Америки, - не более чем случайность.
"Люди всегда искали кого-то, на кого можно возложить вину", - отметил ученый, напомнив, что англичане издавна называли сифилис французской болезнью, в то время как, например, в Нидерландах его знали как испанскую болезнь.