На что только не пойдут некоторые женщины, чтобы выглядеть лучше или, как минимум, не хуже окружающих дам. И если у рядовых красавиц есть только один способ - улучшать самое себя, то особ царственных и наделенных властью, имеется в запасе еще одно решение проблемы - несколько ухудшить других.
Елизавета Петровна. Кстати, ее портреты было разрешено рисовать только в анфас - одна из красивейших женщин своего времени стеснялась своего курносого носа, что было бы заметно в профиль.
Если борьба Петра I с растительностью на лице своих подданных широко известна, то гораздо менее известно, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, издала даже более странный указ, касающийся волосяного покрова ее приближенных.
Конечно, ее распоряжение носило менее глобальный характер, но зато если в действиях ее венценосного отца все же можно усмотреть хоть какое-то рациональное зерно и государственную пользу, то мотивы Елизаветы носили исключительно личностно-женский характер.
Итак, зимой 1747 года, весела царица, которой как известно и была Елисавет, издала указ, вошедший в историю под названием «волосяного установления». Это волосяное установление повелевало всем придворным дамам, ни много ни мало, подстричься на лысо. Лысину же, до тех пор пока не отрастут волосы, она указывала скрывать под «чёрными взлохмоченными париками».
Для городских дам императрица сделала послабление - им можно было не стричься, а лишь постоянно носить аналогичные парики.
Издать же этот указ императрицу вынудила чересчур едкая пудра. В один прекрасный день она просто не смогла удалить ее со своих волос. Тогда она решила покрасить волосы в черный цвет, но и после этой процедуры пудра осталась видна.
Царице ничего не оставалось, как полностью состричь свои волосы. Скрывать лысину Елизавета стала под черным париком. И вот, чтобы не страдать в одиночку, лысая красавица и издала вышеупомянутый указ.