Немного про ведьм накануне Вальпургиевой ночи

Apr 30, 2012 14:25



Антуан-Жозеф Вирц. Молодая ведьма. 1857г.

В ночь с 30 апреля на 1 мая каждая уважающая себя западноевропейская ведьма, сварив чудодейственное зелье, оседлает метлу и отправится на гору Броккен, чтобы пировать, плясать, а также совокупляться с демонами и даже с самим дьяволом. В эту ночь, в горах Гарца произойдет главный шабаш ведьм известный под названием Вальпургиева ночь. Участие в нем помимо ведьм примут различные колдуны и маги.

Сказка ложь, да в ней намек.. В дохристианской Европе в эту ночь отмечался языческий праздник, именуемый кельтами - Белтейн и посвящен он был началу лета. По видимому, после введения христианства нашлись люди, которые не захотели отказаться от его празднования, но теперь им приходилось таиться и прятаться от официальных властей и христианского большинства. Так праздник лета постепенно демонизировался и был превращен в ведовской шабаш.

Известно, что с ведьмами в в средние века в Западной Европе боролись и боролись довольно жестоко. Надо сказать, что среди ученых не существует единого мнения о природе такого феномена как «охота на ведьм». Одни считают это именно борьбой с язычеством, другие попыткой обуздания социальной активности женщин, третьи говорят о том, что женщины реально могли создавать некие подпольные братства (точнее будет сказать сестринства), направленные против всевластия мужчин. Впрочем, это далекое еще не полный список объяснений данного явления.

Примерно с середины XIX века, когда охота на ведьм была уже в далеком прошлом, стал складываться образ ведьмы как сексапильной красотки, которую с садистским сладострастием пытают инквизиторы, не имеющие возможности удовлетворить страсть к женщине нормальным путем. Тогда же возникла уверенность, что одним из признаком ведьмы была ее красота. Однако, как показывают современные исследования, это не соответствует действительности и скорее может рассказать о подсознательных эротических фантазиях современных людей, чем о реальном положении вещей в средневековье.



Современный анализ дел о колдовстве позволил установить средний возраст ведьмы - около 60 лет. Также установлено, что в большинстве случаев они имели отталкивающую внешность и сварливый характер.

Современник «охоты на ведьм» и, кстати, противник такой охоты Реджинальд Скот писал в 1584 году, что «К первому типу тех кого причисляют к ведьмам, относятся женщины, как правило, старые, хромые, туповатые, бледные, морщинистые, грязные, мрачные, заблуждающиеся в папистской, либо не знающие вообще никакой религии…Они - тощие и обезображенные, на их лицах постоянно лежит печать меланхолии, подвергающая в ужас всех окружающих. Они - слабоумные, ворчливые, безумные, дьявольские, и не сильно отличаются от тех, кто считается одержимым духом».

А современный исследователь Герд Шверхофф приводит описание типичной саарской ведьмы сделанное неким Лябуви. Она «была женщина за пятьдесят, незамужняя или овдовевшая, но не обязательно живущая уединенно и замкнуто - она вполне могла быть интегрирована в семейное и деревенское сообщество... поведение женщин, на которых падало обвинение в колдовстве, отличалось от обычного - это были чаще всего нонконформистки, отклонявшиеся от принятых правил общежития и концентрировавшие на себе благодаря своей сварливости или безнравственному поведению повышенный конфликтный потенциал. Весьма вероятно, что их особенно легко можно было обвинить в действиях, которые интерпретировались как ведовство - проклятия, угрозы, плевки или дутье».

Все вышесказанное конечно же не оправдывает охотников за ведьмами, а лишь опровергает устоявшиеся представления.

Кроме того, тот же автор (Шверхофф) отмечает, что «в порождении и распространении слухов о ведьмах женщинам тем более принадлежала важнейшая роль. Речь идет не только и не столько о пресловутой бабьей болтливости: феминистской историографией установлено, что подозрения в ведовстве возникали зачастую в результате конфликтов между женщинами - например, между роженицами и ухаживающими за ними служанками и повитухами». Что, очевидно, несколько снижает роль мужчин в организации «охоты на ведьм».

Мифы нашего времени, Такой день, История

Previous post Next post
Up