В начале 30-х годов прошлого века в США развернулось масштабное строительство сети автомобильных дорог-"интерстейтов". Это была государственная программа, инспирированная правительством в разгар Великой Депрессии: убивались сразу несколько зайцев - на строительстве было задействовано огромное количество безработных, а страну на глазах опутала разветвлённая сеть автомагистралей.
Это стимулировало и автопроизводителей, и грузоперевозчиков, и развитие придорожной инфраструктуры, но заодно и ударило по "рэйлвеям" - сети американских железных дорог. Грузо- и пассажиропоток на них резко снизился и железнодорожная сеть начала неуклонно хиреть. Зато пышным цветом расцвели автобусные перевозки. Название крупнейшей транспортной компании Greyhound даже стало нарицательным. Много лет Greyhound Lines тесно сотрудничала с General Motors, на чьих заводах специально для неё и строились знаменитые серые автобусы.
Yellow Coach Z-250 '1934-36
Фирма Yellow Coach была автобусным подразделением концерна General Motors. Эта модель - на 33 посадочных места.
Идейный прообраз лайнера, о котором чуть ниже: Kenworth Aluminum Bus '1935-36
"Серебробокий" - GM "Silversides" образца 1939 года стал настоящим бестселлером компании. После дебюта на Нью-Йоркской всемирной ярмарке "Silversides" был запущен в серию. Он был оснащен двухтактной дизельной "шестеркой" и (революционное решение для того времени) кондиционером GM Frigidaire. Модель получилась удачной и выпускалась до начала пятидесятых годов, а дизайнерские решения, заложенные в "Silversides", остаются неизменными и по сей день: кузов с гофрированными бортами, отсутствие фальшрадиаторной решетки, характерное фронтальное офформление. Можно сказать, что "Серебробокий" на долгие годы определил дальнейшее направление в развитии американских междугородных автобусов.
GM "Silversides" PD 3751 '1939
Stage Stop at Lovelock, Nevada, 1940's
Grant's Cafe, Elko, Nevada 1940's А за "Серебробоким" стоит Lincoln Zephyr Coupe '1937
Big Meadow Hotel, Lovelock, Nevada '1949
Конечно, "Грейхаунд" с GM не были монополистами: были и другие перевозчики, и производители-конкуренты, выпускавшие междугородные лайнеры, которые в Штатах именуют "coach". Например Flxible выпускала модель Flxible Clipper '1944-50, ставшую не менее легендарной, чем "грейхаундовский" "Сценикруизер"
Конкуренты тоже покупали продукцию GM: GM PDA 3703 '1947
1947 год. Этот опытный летающий вагон GM GX-1 Prototype '1947 явно был навеян чумовым GM Futurliner '1940 и его собратьями по передвижной выставке Parade of Progress.
В 1949 году появился прототип самого, пожалуй, знаменитого "Грейхаунда", GM GX-2 Prototype. К дизайну автобуса приложил руку знаменитый Реймонд Лоуи. А руки у месье Раймона росли откуда надо! Талант - чего уж тут. Хоть и заносило порой, как и любого гения...
Такая "полуторапалубная" конструкция тогда смущала умы многих конструкторов по обе стороны океана:
1950 ACF Brill X-001 Prototype
Западногерманский Krupp Sudwerke SWO 480 '1951
У немцев "полуторапалубники" стали весьма популярны.
В июле 1954 года заводской двор предприятия в Мичигане покинул первый серийный образец нового автобуса, ставшего эпохальным - GM PD-4501 Scenicruiser; вслед за ним, до июня 56-го, будет построена еще тысяча экземпляров. Поскольку все они выпускались в одной версии, то, следовательно, поимели и один фирменный индекс - PD-4501 (междугородний, дизельный, 45-местный - это с учетом водительского и запасного кресел).
GM PD-4501 Scenicruiser '07.1954-56
Оригинальный и красивый автобус был незауряден и изнутри: в корме кузова бок о бок находились сразу два дизельных двигателя DDA 4-71. Подобная схема в процессе эксплуатации оказалась неудачной, и в ходе массовой модернизации, на 979 оставшихся в строю автобусов дубль-агрегат в 1961-62 гг. был заменен одним дизелем - продольно расположенным 11-литровым двухтактным DDA 8V-71, мощностью в 285 л.с. Все работы проводила фирма Marmon-Herrington. Автобусы были оснащены тонированными стёклами, креслами по типу самолётных, кондиционерами, радиофицированы и даже оборудованы туалетом, располагавшимся на стыке низкой передней и более высокой задних секций салона.
На нижнем уровне, в компании с водителем сидело 10 пассажиров, остальные же 33 располагались в надстройке, которая имела даже собственное лобовое стекло. Багажные отсеки находились под полом, для ручной клади предназначались полки в самом салоне. Среди прочих достоинств машины можно было упомянуть пневматическую подвеску и автоматический кондиционер, обновлявший воздух внутри каждые 40 секунд, что было штукой просто-таки необходимой во время длительных поездок по южным штатам страны.
В 1970 году 500 ещё эксплуатировавшихся машин подверглись второй модернизации, затронувшей большей частью салон, а спустя еще восемь лет последний "Сценикруизер" был выведен из состава активного флота "Greyhound Lines". Часть автобусов была перепродана другим транспортным компаниям.
Дорогущий Scenicruiser не являлся основной машиной Greyhound Lines, основу автобусного парка составляли другие, менее притязательные и более экономичные машины. Его уделом было "быть витриной" компании (тем паче, что вся партия была построена исключительно для нее), потому-то эти автобусы эксплуатировались на самых престижных и дальних линиях. Параллельно со "Сценикруизером" GM для "Greyhound Lines" выпускала и модели попроще - одноэтажную GM PDX 4901 '1954
и GM PD-4104 '1953-57
GM PD-4107 '1966-70 PD-4107 "Buffalo bus" - последний большой междугородный лайнер General Motors (1966-1970 гг.). Он получил это прозвище из-за характерного "бычьего" дизайна передка. В 1970-79 гг. в небольшом количестве была выпущена его модификация 4108. Свет увидело 1567 машин обеих версий.
Начиная с середины 60-х, Greyhound, да и остальные американские транспортники, стали постепенно переходить на продукцию других фирм, вроде Trailways' Eagle Manufacturing или канадской MCI (Motor Coach Industries). General Motors же, выпустив в 1980 году свой последний "coach", покинул сферу производства междугородних автобусов.
На таком жирном пироге, как американский рынок попаслись и европейцы: немцы из Kässbohrer Setra поставили хьюстонской транспортной Continental Trailways в 1955 году двести с лишним выполненных совершенно в американском вкусе автобусов Setra Silver Eagle '1958 и Golden Eagle '1958
Setra Golden Eagle Prototype '1956
Серийная Setra Golden Eagle '1958
Также было поставлено и несколько роскошных сочлененных Setra Super Golden Eagle '1958, с двумя барами в салоне и 275-сильным дизелем Rolls Royce, вместо обычного MAN в 210 л.с.