Всем понятно, что отечественная экономика находится не в самом удачном положении. Но насколько всё плохо? И что будет дальше? Тут невольно вспоминается сказка про Дюймовочку, которая летала-летала на лепестке и попала к Кроту в подчинение.
Посчитаем, состоятельные кроты?
Статистика - наука точная, особенно если она касается продаж. А продажи коммерческого транспорта показывают не только состояние отрасли, но и состояние экономики в целом. Как только начинает расти экономика, сразу растет и объем грузоперевозок. Естественно, успешные транспортные компании расширяют собственное присутствие на рынке, закупают новую технику и активно обновляют автопарк…
По большому счету, всё это прописные истины и не было бы никакой проблемы в том, чтобы спрогнозировать ситуацию, если бы не одно "но"… Данных не хватает. Часть производителей "Большой семерки" (в которую входят, напомним, DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania и Volvo) не торопится публиковать результаты продаж, опасаясь создания негативного имиджа и бегства клиентов.
Информацию приходится правдами и неправдами добывать из сторонних источников. Плюс приходится учитывать, что разные компании по-разному считают "проданные" машины: одни считают заключенные контракты на поставки, другие - машины, переданные клиентам.
Чтобы не отнимать вашего времени, скажу сразу, что вся актуальная информация есть в графиках и таблицах, а мы поговорим о тенденциях и путях выхода из создавшегося положения.
Полет на лепестке
Как известно, Дюймовочка улетела из родного дома на лепестке, но лепесток может только планировать и в конце концов обязательно опустится на землю. Именно это и случилось с нашей экономикой.
Падение рынка коммерческой техники в России началось в 2012 году. Причин этому несколько, и главная из них - взрывная природа нашего рынка. До сих пор при упоминании 2010-2011 годов у менеджеров по продажам разгораются глаза. Цифры продаж удваивались ежегодно. Ни один рынок мира не знал такой динамики.
Ни для кого не секрет, что в России главными локомотивами экономики были и во-многом остаются три кита: нефтегазодобывающая отрасль, дорожное строительство и проекты государственного значения
Так вот, в 2012 году первые два кита более или менее насытились, а главный проект ("Олимпстрой") уже выбрал всю необходимую технику. Специалисты понимали, что с завершением "Олимпстроя", на рынок выплеснется огромное количество практически новой техники, и цифры закупок ожидаемо пошли вниз.
Как оказалось, и Европе всё не так хорошо, как хотелось бы. Они до сих пор не могут выбраться из кризиса, начавшегося в 2008 году. И в 2014 году продажи грузовиков на европейском рынке сократились на 8% по сравнению с 2013-м.
Общая ситуация с середины 2012 года характеризовалась как стагнация рынка. И если в России в 2012 году было продано 33 403 европейских грузовика массой более 6 т, в 2013 - 27 459 единиц, а в 2014-м уже 18 632 машины! Почти двукратное падение!
Стоит отметить, что кризис прогнозировали многие. Например, в январе 2011-го года на конференции "КАМАЗ - стратегия 2020" было озвучено, что модель развития отечественного автогиганта учитывает новый кризис, правда, камазовцы планировали, что он начнется годом позже (в 2015-2016 гг.).
Ползернышка в день - это немного
Понятно, что приходится затягивать пояса и сводить аппетиты к минимуму. Но интересно другое: как ведут себя компании в условиях падающего рынка. При всех разногласиях и разности в методиках подсчета лидером продаж в 2014 году с результатом в 5 499 единиц остается Scania, занимая 28% рынка. И это единственная компания из "Большой семерки", закончившая 2014 год с прибылью.
По результатам первых двух месяцев 2015 года Scania продала 476 машин и занимает уже более трети рыночного пирога (34%). У остальных всё намного печальнее. В чем секрет? Если вы внимательно посмотрите на графики, то заметите, что Scania показывает самые стабильные результаты: 2012 год - 6 048 единиц, 2013 год - 6 029, 2014 год - 5 499. И это при том, что грузовики Scania играют в ценовом "премиум-сегменте".
Возможно, дело в клиентском подходе или имидже марки… А может, в том, что Scania остается единственной компанией, которая в сегменте дальнобойных тягачей продает машины, кардинально не обновлявшиеся с 1995 года - знаменитые "скамейки" R-series. В коммерческом сегменте покупатели ценят разумный консерватизм.
И да, для тех, кто предположит в этот момент, что мы каким-либо образом ангажированы шведской компанией, сообщаем еще раз, что никто из производителей более не дает информации о продажах.
Конец сказки
Сказки всегда кончаются именно так: скучно и буднично. Никто не заглядывал в те будни, что простираются за словами "Тут и сказке конец", а это еще не конец, там обязательно должно что-то происходить, ведь живы положительные герои и даже часть отрицательных, и Дюймовочке не обойтись без Принца и законного брака, она же не подзаборная какая-нибудь и не кухаркина дочь.
Состоятельные кроты в "закромах родины" просчитали возможные варианты развития событий. И вынесли свой вердикт об экономической ситуации: "Пациент скорее жив, чем мертв", хотя и тяжко болен.
Понятно, что это связано и с санкциями, и с закредитованием экономики и с переориентацией всей экономической модели развития. Процесс болезненный и длительный. Даже по самым оптимистичным прогнозам, падение рынка в этом году не завершится. А годом выхода из кризиса большинство экономистов называют 2016-й. Более осторожные западные эксперты прогнозируют, что в 2017 году начнется рост отечественной экономики, а с 2018 года бурный рост обещают самые скептические аналитики.
Нам обещают новую индустриализацию и переориентацию экономики на реальный сектор в рамках импортозамещения (свое-то надо делать). Сбудется ли? Хочется надеяться, что так и будет, и именно госзаказ со строительством предприятий и сопутствующей инфраструктуры будет двигать рынок вперед.
А пока перевозчики откладывают обновление парка - те, кто менял машины через три года, будут менять через пять, кто менял через пять, будут менять через семь.
Производители сокращают запасы товарных машин на складе и консервируют производство в России.
Чем это нам грозит? Для некоторых из производителей наш рынок попадет в категорию "убыточного", а это означает и соответствующее отношение, то есть заявки наших дилеров будут рассматриваться во вторую и третью очередь.
Но те производители, кто сделал ставку на Россию, заберут еще большую часть общего пирога. Так что Дюймовочка встретится со своим Принцем, правда, вряд ли это будет эльф.