Павильон Казахстан.
Государственной музей Востока. Музей Рерихов. ВДНХ.
Великий мастер, певец гор, как называла Николая Константиновича его любимая супруга Елена Ивановна Рерих, всю свою жизнь посвятил защите культурного наследия человечества от расхищения, варварского уничтожения, недобросовестной реставрации, от человеконенавистничества, во имя добра, братства народов, светлого труда во имя Общего Блага!
Теперь и его духовные сокровища, выраженные в кристаллах сгущенного света - в его прекрасных картинах нуждаются в сохранении, лечении, доброй заботе.
Довелось увидеть одну из самых любимых, прекрасных картин мастера Н.К.Рериха "Книга Жизни" на выставке в Москве на ВДНХ. С детства картина уносила в светлые, нежнейшие тона сияющих горных далей. Картина эта отражает всю суть эволюции природы человека, его духа - от камня до растения, от растения до животного, от животного до человека, от человека к богочеловеку и далее к Духу. Красота мудрости Космоса, единения всего сущего, так ясно отражается на этом полотне, зовущем к вершинам духовного подвига, преодоления себя в радости, к новым победам в познании Книги Жизни!
Было очень радостно и одновременно очень грустно увидеть в живую эту редкую по красоте картину. Удручает её плачевное состояние. Ведь не прошло ещё и века, что же с ней делали? Темпера, которой писал мастер, в некоторых местах сильно потрескалась и осыпается. Очень странно и больно, что до такого великолепия не доходит любящее сердце и руки реставратора - лекаря по спасению картины для потомков. Встаёт много вопросов и что бы сказал на это сам Н.К.Рерих, его семья, Наставники?! Ведь оставил, передал он своё Наследие, надеясь на добрые, заботливые руки, любящие и понимающие его миссию, его заветы, его суть и смысл, величайшую цель, назначение и предназначение для всего человечества.
Если Н.К.Рерих выделял русский народ, как лучший охранитель всего культурного и духовного, значит, те, кто имеет возможность распоряжаться этим Наследием сейчас, несёт полную ответственность за его состояние перед современниками, потомками и особенно перед будущим, перед Учителями.
С уверенностью можно сказать, что картину можно и следует отреставрировать умелым подбором соответственных пигментов цвета и состава темперы. Кто-то скажет, что реставрация может стоить очень дорого. Но разве не дороже утрата таких ценностей для человечества? Обязательно следует допускать реставраторов по темпере к работам Николая Константиновича Рериха как лекаря к больным, вне всяких предрассудков! Нужно спасти редчайшие картины от гибели во что бы то ни стало!