Оригинал взят у
serokoy в
Рельсовый и не совсем транспорт ШанхаяСначала начну с поезда на магнитном подвесе. Хотя это не совсем железная дорога, но её ближайший родственник. Почти сиамский.
В детстве я часто перечитывал книгу Г. Бурмина "Штурм абсолютного нуля", про физику сверхпроводников. Будете смеяться, но про науку тогда умели писать захватывающие книги; современных на эту тему я как-то не встречал, не переводных по крайней мере. Так вот, к концу её рассказывалось о поезда на магнитной подвеске - со сверхпроводящими магнитами и линейным электродвигателем. Сам же поезд был нарисован на обложке. Конечно же, читатель не сомневался, что в СССР скоро будут ходить такие поезда (и они даже
начали - в прототипе, а в букинистическом я даже видел книгу "Основы теории транспорта на магнитном подвесе"), но жизнь распорядилась так, что первый коммерческий поезд пошёл в Китае в начале двухтысячных... От советского же ТП-05 остался только линейный электродвигатель, который используется в московском монорельсе.
Из аэропорта Пудонг до города Шанхай можно доехать по-разному. Например, туда приходит линия 2 метро. Правда, там сделана почему-то через несколько станций обязательная пересадка, хотя линия в физическом смысле целая.
Но лучше поехать на маглеве. Построена система была немецкой фирмой Transrapid, проезд стоит 50 юаней, что примерно равно 300 рублей (можно сравнить с аэроэкспрессом в московских аэропортах за 400). Правда, срок окупаемости при такой цене (а ветка крайне дорога) составит примерно полвека, но в этом несомненный плюс социалистической экономики: может себе позволить отложенную прибыль.
А вот так выглядит путь без поезда. Легко увидеть, что токоприёмников нет. Электричество передаётся на поезд индукционно. В полёте поезд имеет расстояние между поверхностью направляющей и днищем около 15 см. Расход электричества (на всё сразу, в том числе кондиционирование воздуха и освещение) - 50-100 кВт. В поездке совершенно не ощущается каких-либо особых толчков. Да, лёгкие есть, качание слабее, чем у "классического" поезда. Правда, разок тряхнуло, когда разминулись со встречным поездом, но это уже было при торможении.
Так-то второй путь построен на расстоянии от первого: при скорости одного относительно второго сравнимой со скоростью самолёта, меж ними было б довольно сильное вихревое сопротивление.
И о салоне. Ничего необычного. На вид дизайн середины 90-х, как оно фактически и есть. На фото случайно салон 1 класса. :) Салон эконома отличается только тем, что там кресла по схеме 3+3. Билет в первый класс дороже, но никто не проверяет, кто куда сел. А мы просто по ошибке туда попали, потому что я бегал фотографировать поезд с головы, а 1-й класс там и находится. Впрочем, людей было всё равно немного.
На этом чудеса Шанхая не заканчиваются. Под окнами нашей гостинице тарахтели трамваи, звеня, но почти не гремя. Всё б ничего, но... помните фильм "Ответный ход"?
- Здесь скоро пойдут танки.
- Да где ж они здесь пройдут?!
- Эти пройдут. У них всего одна гусеница.
- Понаделают чёрт-те что… ©
Это однорельсовый трамвай французской фирмы Lohr. Стёкла его затонированы до зеркального блеска, но на вид он самый обычный. Шанхайский трамвай был уничтожен в 70-е года, (впрочем, как много где в Европе), и теперь снова возвращается. В движении плавностью тоже не отличается, повторюсь, что трамвай как трамвай.
Правда, за счёт того, что трамвай движется фактически на обычных резиновых колёсах, он бесшумнее. Что, правда, не помешало мне проснуться от шума под окном трамвая в 5 утра, но с Татрой Т3 на утренней 51-й гвардейской улице города Волгограда не сравнить, легко перепутать по вою с Су-27.
Картинка из Вики.
Днём мне не довелось на нём проехаться, только вечером. В салоне оказался даже не полумрак, а просто банально темно. Вагон был с кондуктором, проезд стоил 2 юаня (12 рублей). Интересная штука оказалась, да и шёл он от нашей гостиницы как раз до нужного нам технопарка.
На фоне этого всего метро (поезда в котором, кстати, тоже французские, небезызвестной фирмы Alstom) кажется совершенно обычным.
Станции в массе своей спроектированы как типовые. Ничего лишнего. Метро неглубокого заложения. Типовая станция состоит из верхнего зала во всю длину станции (в которой разделяются потоки на вход и выход, стоят билетные автоматы и сидят абонементные тёти) и параллельного ей нижнего, куда можно спуститься по нескольким лестницам и эскалаторам. При входе на станцию - обязательно сдаётся багаж на ленту для просвечивания. Даже лёгкие дамские сумочки. Зайцев не видел ни разу, "паровозики" не практикуются.
Это верхний этаж станции. Виден ряд турникетов, а ещё автомат по продаже воды. Кстати, в нём цены совершенно без накрутки по сравнению с общегородскими.
Билетные автоматы. К счастью, снабжены кнопкой "English", так что удалось купить билет сразу. Стоимость поездки минимально - 3 юаня (18 рублей), а вообще зависит от расстояния (зонный принцип). Пересадка на другую линию бесплатная и прохода через турникеты не требует.
Да, ещё на верхнем этаже станции есть такие вот полезные заведения (и я не про банокоматы):
Нижний этаж станции выглядит так:
Видно, что станции закрытого типа: поезд приходит и останавливается напротив дверей станции. Есть ещё вариант ограждения, такой, как на фото ниже, заборчик.
Впрочем, ещё есть и открытые станции, это всё то же метро, только временно выбравшееся из-под земли наверх. Кстати, можно видеть, что у метро верхний токосъём.
На заборчике наклеены призывы уступать места старушкам, пассажирам с детьми и андроидам так далее. Одно место на шестиместном диване помечено для этих целей как "место учтивости". Впрочем, поезда редко ходят набитые вусмерть, как на Выхино. Даже в час пик можно спокойно зайти в вагон и даже не толкаться. Правда, от этого у китайцев есть привычка стоять в дверях, мол, обойдут. Ну, то есть совсем в проходе, даже не с краешку.
На путевой стене станции висит светящаяся реклама. Вот и поезд, его прибытие сопровождается звуковым сигналом. Поезда выкрашены в цвет линии. Ну, в основном они белые, но несут на себе полоску цвета линии, а также внутри сидения тоже того ж цвета, что и линия. При остановке двери открываются не сразу: машинист выходит и только потом их открывает. Также на станции присутствует человек с зелёным флагом, пока он не помашет им, поезд не отправится.
Внутри поезд со сквозным проходом. В самом вагоне 5 дверей и меж ними диваны на 6 человек, то есть вагон длиннее нашего (у нас это, впрочем, вызвано технологическими причинами, длиной трансбордера в Метровагонмаше, ограниченной, в свою очередь, расстоянием меж цехами), и сам поезд в сумме тоже длиннее.
Рядом с выходом в салоне висят телеки, по которым крутится реклама и всякие памятки о действиях при пожаре в метро. Впрочем, как-то вечером ехал, а по экрану показывали сюжет об испытаниях гиперзвуковиков в США и космических беспилотников. Какие-то китайские дяди что-то комментировали, но без знания языка я ничего не понял, даже к чему этот сюжет - что Китай тоже так делать хочет или ещё что.
Кроме телеков, вагоны (но не все) снабжены электронным табло, показывающим остановки. Какие были, какие будут, где едем и на какую сторону открываются двери - там бывает тоже, что в другую. Также инофрмация об остановках дублируется на двух языках голосом и на бегущей строке над межвагонном переходе.
Вообще вагонов я насчитал четыре типа. Отличаются в том числе наличием и типом табло, а так - видом салона и чуть внешним видом. Какие внутренние отличия, я не знаю. По звуку привод у всех асинхронный. Но в салоне звукоизоляция хорошая, можно разговаривать не повышая голоса. Даже по телефону, что некоторые и делают - в этом плане там тоже не стесняются...
Одним словом - современное удобное метро. Если б не постоянная необходимость тупить на просвете багажа... :(