Экзистенциалист

Mar 11, 2014 16:41

Оригинал взят у pechkeen в Экзистенциалист


Слово экзистенция происходит от латинского предлога «ex» - из -, от -, и слова «sistere» -ставить, помещать, возводить. Его значение можно перевести как индивидуальное существование, подлинное Я.
Суть человека происходящая изнутри. Я бы назвал экзистенцию - идеей себя, а экзистенциализм её поиском.

Его основой является иррациональное - чувства, интуиция, осознание и иногда инстинкты. Он отрицает способы разумного понимания мира.

Экзистенциализм является не совсем развитым философским направлением, т.к. собственно философствовать тут не о чем. Его аспекты лучше всего раскрываются с помощью эзотерической терминологии, что я и собираюсь сделать. Простите…



В оккультизме и религиозных доктринах мы видим Абсолют - единую и неделимую идею всего. Он проявляет себя в виде тройственности. Я уже упоминал ведическую Тримурти, христианскую Святую троицу и теософскую Высшую триаду. Это космическая энергия, деятельно формирующая материю тремя аспектами - положительным, отрицательным и нейтрализующим.

В каждом новом измерении, которое создают эти аспекты, действует всё большее количество законов, а сами измерения становятся всё более грубыми и материальными. Есть выражение: «Абсолют падает в материю».

Творческая идея грубеет. Дифференцируясь, Абсолют «распадается» на множество мелких индивидуальностей, которые действуют в единой системе, но механистично. Фактически грубый материальный мир (наша реальность), являет из себя большой совершенный механизм, в котором каждая его часть подчиняется виляниям внешней среды, состоящей из таких же частей.

Главное, что я хочу передать: нечто единое и неделимое, действующее по своей воле рождает из себя всё, однако более грубое, шаблонное, лишённое первичной индивидуальности. Материальным миром управляют законы, «и даже Господь бог не сможет побить козырного туза простой двойкой».

От тройственности я хочу перейти к двойственности. Ведь особенности восприятия дают нам возможность наблюдать только действие двух противоположных сил - положительной и отрицательной. Мы наблюдаем день и ночь, притяжение и отталкивание, делим мир на своих и чужих, нашими поступками чаще всего руководят две тенденции - цепляние или отвержение.

Истинной же парой в свете главной темы этого поста я назову Личность и Сущность.

Древние говорили: как вверху, так и внизу. Оккультисты считают, что человек есть микрокосм - подобие Абсолютного.
Таким образом, Сущность человека есть Абсолют - его истинная идея.
Личность - то, что человек представляет собой в жизни. У кого-то из христианских старцев недавно услышал прикольную мысль: грех, это разница между тем, что бог человеку предназначил и тем, как эту волю, человек проявляет.

Сущность это яркий гештальт. Кто читает мой журнал, должен помнить один из главных алгоритмов образования гештальта: то, что естественно - формируется само по себе, неестественное же требует постоянного напряжения и затрат энергии. Сильный гештальт ярок и устойчив, слабый тускл и быстро разрушается.

Сущность это экзистенция - идея заложенная Абсолютом в человека. Тусклая искра, тлеющая внутри него. Это вершина айсберга, слабо различимая т.к. спрятана за основанием - Личностью. Она проявляется в ярких желаниях, идеях возникающих непонятно откуда, способностях и пристрастиях, неожиданных поступках.

Её очень легко спутать с инстинктивным/животным началом в человеке. Почти все теоретические структуры психики известные в психологии объединяют экзистенциальное и инстинктивное. У Фрейда, например эти два компонента объединены в понятии «Оно», у Берна это «Ребёнок», у Юнга - «Тень», у Перлза - «Собака снизу». Действительно они похожи, т.к. оба проявляют себя в необъяснимой, эмоциональной и чувственной области. Однако инстинктивное так же относится к грубой материальности, несмотря на то, что его проявления очень похожи на проявления высших центров/чакр.

Личность это продукт внешней среды. Она социальна и собирает мир человека, позволяя ему адекватно сосуществовать с другими людьми.
По сути, Личность это свод взаимных контрактов между человеком и авторитетами, представленными в психике в виде знаков. Она всегда рождает строго определённое поведение, основанное на алгоритмах, поступивших из внешней среды.
Они ни чем не отличаются от рефлексов собаки Павлова, у которой течёт слюна при звуке электрического звонка. Она охраняет жизнь человека, но, к сожалению, слишком груба даже по сравнению с инстинктивной частью, чего уж говорить о тлеющем внутри угольке.

Со временем Личность как программа, созданная внешней средой, начинает реагировать лишь на внешние воздействия. Человек совершает поступки исходя из внешних влияний, главным образом людей с которыми он соприкасается в социуме.
Здесь вполне уместны слова Гурджиева о том, что человек всего лишь машина, зависимая от внешних влияний и впечатлений. Он ничего не может сделать, все, что с ним происходит - случается.
Когда ребёнок появляется на свет, он имеет лишь инстинктивные и сущностные составляющие. Проявить их он сможет когда образовавшаяся Личность даст подходящие инструменты и защиту. Однако со временем из защитника она превращается в тюремщика, а жизнь нашего ребёнка становится шествием биоробота - сон начинающийся ниоткуда и в никуда уходящий…

Экзистенциалист ищет состояние, которое называется синхронностью. Суть этого состояния в том, чтобы действовать в соответствии с моментом. Большинство людей момента не чувствуют, они прилагают усилия, когда надо расслабиться, и расслабляются, когда надо их приложить.
Но Экзистенциалист знает, что его Сущность является частью Абсолюта и поэтому, прислушиваясь к ней, он занимается постоянным поиском подходящего момента. Сегодня удачный день, всё складывается легко - говорят люди. Но дело не в удаче, а в синхронности.

Найти баланс между Сущностью и Личностью возможно, но это игра, которая может длиться всю жизнь и только в том случае, если её начать.

Фигура ребёнка является символом экзистенциального отношения к жизни. Он находится в состоянии преодоления и постоянно учится. Всё пробует и проверяет. Ребёнок не может скрывать своих чувств, социум ещё не захватил его в свои оковы. Он играет в жизнь.
Нет ни одного ребёнка, который бы играл без удовольствия. Игра предусматривает только одно отношение, в противном случае она сразу прекращается.

Основной идеей экзистенциализма является идея преодоления. Раскрывая эту идею можно сказать, что человек пользуясь светом своей Сущности, должен вырваться из рабства Личности. Самый парадоксальный момент состоит в том, что преодолеть это рабство можно только опираясь на Личность.
Голос сущностного - эмоции, интуиция, сознавание должны вести человека, при этом идти он должен на крепких ногах - решимости, способности соблюдать обязательства, разуме, чёткости и чувстве времени.
Двумя основными фигурами под руку с которыми Экзистенциалист шествует по жизни, являются Страх и Смерть. Каждая из этих фигур одновременно являются его врагом и другом.

Страх очерчивает границы. Это сильное возбуждение, связанное с внешним влиянием, нашедшим отражение в сознании. Он предусматривает всего три вида реакции - агрессию, замирание и бегство.
Агрессия - движение, направленное к границам. Две последних реакции, по сути, являются избеганием. Если в вашей жизни существует неприятная ситуация которую вы «не в силах изменить», знайте: вы не можете перешагнуть черту страха.
Однако граница, которую очерчивает страх, имеет второе значение - она является маркером.
Вот почему действия Экзистенциалиста всегда свершаются в расчёте на то, что страх показал ему истинную цель. Естественная реакция человека - избегание страха, всегда принимается им во внимание. В своей борьбе со Страхом Экзистенциалист опирается на Волю - союзника, которого ему предоставляет Личность. Кроме того, он знает, что страх это иллюзия. Страх это угрожающее объяснение будущего, а значит, его не существует в настоящем.

Смерть это главное препятствие на пути Экзистенциалиста к его главной цели - разрушении противоречия между Сущностью и Личностью. Сплавлению человека в единое целое. Такой человек больше не зависит от внешних влияний и не подвержен «цеплянию и отвержению». Он зарабатывает бессмертную душу. Однако Смерть в любой момент может прервать его путь, лишив возможности достичь цели.
Смерть всегда стоит за его спиной подталкивая его, а значит - помогая идти. Она не даст ни за что зацепиться, т.к. может придти в любой момент, и потому он не может позволить себе действовать кое-как, расхлябанно. Ему приходится ценить своё время.
Смерть является единственной реальностью. Только она может показать истинную цену всех вещей. Человек может жениться или развестись, заработать миллион или жить в нищете - никто не знает, как сложится его судьба. Точно известно лишь одно - он умрёт. Поступки и принятые решения, взвешенные с осознанием смерти, дают истинную чёткость действий и ощущение реальности.
Большинство людей отвергают смерть. Но когда она приходит все они жалеют об одном - потраченном времени и непрожитой жизни.
Смерть даёт Экзистенциалисту два ключевых чувства: чувство времени и чувство реальности.

А заканчиваю я этот пост с чувством глубокой печали, смешанной с восторгом, потому, что в очередной раз сознаю, что Экзистенциалист это тот, кто «в одиночестве идёт в никуда». Есть те, кто может присоединиться к нему и те, к кому присоединяется он. Но только на время.
Пункт назначения ждёт только его, и лишь Смерть всё время следует за ним по пятам, постоянно подталкивая в спину…

Иллюстрация и вдохновение от kolanikola

Previous post Next post
Up