Забеременела я на втором году обучения психотерапии, когда мы проходили теории развития детей. Поскольку у меня был непростой курс, а интегративный, где мы в итоге должны построить свою - интегративную модель работы, после освоения многочисленных теорий, то и теорий развития мы проходили много. Получилось очень удачно, ибо в первые годы Львенка все еще было достаточно свежо. При этом, принципов воспитания из многочисленного пройденного материала я выбрала всего три.
Про теорию эту можно почитать в том числе Петрановскую. Вкратце, как я ее применяю: поддерживаю эмоциональную связь с ребенком как можно больше. По возможности (не всегда - об этом ниже другой принцип), замечаю и отвечаю на эмоции ребенка, при этом стараясь максимально регулировать свои эмоции, если они задеты поведением отпрыска. Отвечаю, если он что-то спрашивает, даже если занята. Разговариваю с ним пока что-то делаю, или спрашиваю, что происходит в мультике, который он смотрит. Прошу рассказать как провел время в саду или с папой на прогулке, что ему понравилось и не понравилось. Заметила недавно, что самый частый вопрос, который я ему задаю уже автоматически - что ты хочешь делать? Обнимаю и жалею, если он расстроен или плачет. Обязательно мирюсь если он плохо себя повел - завершаю и разрешаю ситуацию. Стараюсь всем выше формировать у него ощущение надежной опоры родителей, от которой он может спокойно иногда убегать изучать мир, тратя свою энергию не на переработку эмоций, а на изучение среды обитания.
Принцип второй из нейропсихологии - резонанс и attunement (эмоциональная настройка - плохой перевод скорее всего).
Это фактически научная база теории привязанности, которая появилась позже. Эмоциональный резонанс - это сильный эмоциональный контакт, "на одной волне" - когда вы вместе смеетесь, например. Со Львенком я, например, люблю играть в догонялки и порой нахожу для этого пару минут в рабочие дни между встречами. Его не нужно много, но такие моменты нужны и важны. После резонанса, родитель и ребенок могут вернуться к своим делам, а ребенок будет регулироваться сам. К этому относится также пожалеть и обнять когда плачет - помощь родителя в регуляции эмоций. Еще к этому относится осознание собственных травм "записанных" на нейронном уровне, и сознательная не-передача этих травм ребенку. Например, наблюдаю среди русской эмиграции здесь порой нежелание учить ребенка русскому языку. Это в принципе передача травматической дезинтеграции родителя (неприятие своего прошлого) ребенку, которая ведет к сужению его горизонтов, возможностей, а также дополнительных возможностей развития мозга - у билингв есть определенные преимущества здесь. К затронутой ранее теме о коробочках. Почитать на эту тему можно Siegel - Parenting from the inside out.
Принцип третий - достаточно хорошая мать (good enough mother).
Принцип очень простой, вы не можете быть идеальным родителем. Поэтому во многие предложения выше можно добавить "по возможности". По некоторым исследованиям "по возможности" - это 20-30% неупущенных возможностей эмоционального контакта с ребенком. Но эта цифра не очень статистически сильна, поэтому понять можно скорее интуитивно. Это также о том, что вы не обязаны любить заниматься или играть со своими детьми. Для этого есть школы, няни и т.п. Даже - более того - это совершенно нормально не любить играть с детьми. Я со Львенком бегаю, танцую, иногда рисую - то, что и мне доставляет удовольствие. Папа любит гулять - они уходят в долгие прогулки и разведывают новые места.