КомМентарий к докладу министра.
15 января 2015 года состоялось заседание Правительства РФ, одним из пунктов повестки дня которого значилось: о результатах мониторинга системы образования
Комментарий к одному абзацу из доклада министра Ливанова Д.В. [1]:
«...Мы много внимания уделяем повышению заработной платы. Очень часто приходится слышать заявления о том, что рост заработной платы учителей обеспечен возросшей нагрузкой на школьных педагогов. Мониторинг, который опирается на данные Росстата, этого не показывает. У нас число педагогов изменяется пропорционально числу школьников, таким образом, реальных предпосылок для роста нагрузки на учителей нет.
Мы и эксперты связываем жалобы на возрастающую нагрузку с более широким применением современных информационных технологий в школах. Мы видим, что в ряде регионов, например, одновременно с электронными журналами учителям приходится вести и обычные, то есть выполнять двойную работу. Безусловно, это недопустимо, и сейчас развёрнуты масштабные программы повышения квалификации учителей, уровня их знакомства с современными технологиями и их использования. С другой стороны есть, конечно, и другие примеры, положительные, когда современные технологии активно используются и реально разгружают учителей.»
То есть, косные престарелые учителя не желают осваивать компьютерные технологии, и только поэтому им кажется, что у них выросла нагрузка. Жалуются они совершенно напрасно. Всё у нас хорошо: учителей достаточно, зарплата их растет.
А на самом деле?
Количество детей-школьников растет с 2010 года, школы при этом закрывают в жутком количестве [4]. Количество школьников в 2014 превысило их количество в 2007 году. А количество учителей за период 2007 - 2014 сократилось на 14%. Нагрузка учителей, которая посчитана как среднее количество школьников, приходящихся на одного учителя, за этот же период выросла больше, чем на 17%.
С 2010 года количество школьников увеличилось на 650 тысяч. Количество учителей сократилось на 18 тысяч. Где здесь пропорциональность, господин министр?
За точку отсчета оказалось удобным взять 2007 год. Как Вы думаете, почему именно после этого года наблюдается рост нагрузки учителей? 2008 - это кризис? А я думаю - это НСОТ! Система оплаты труда без системы нормальных норм труда привела к тому, что нагрузка учителей (врачей, преподавателей) непрерывно растет. И майские указы Президента, совершенно очевидно, этому росту способствуют. Потому, что в них нет слов «зарплата за ставку». Фактически, врачам и преподавателям сказано: Ваша зарплата будет 200% от средней по экономике региона, если вы будете работать на две ставки. Как тут не вспомнить Хаджу Насреддина: «если вы заплатите за две чашки риса, то вторую получите совершенно бесплатно».
Зарплата учителей составляла на ОДНУ ставку в 2012 году 65% от средней по экономике [4], в конце 2013 - 70%, в апреле 2014 - 65,6%. В 2014 году сайт проекта МРСО «Мониторинг региональных систем образования» закрыли для просмотра данных (данные со школ собирают, но просмотреть их нельзя - это вредно), поэтому сказать на сколько ставок сегодня работают учителя в среднем по России и сколько они получают на ОДНУ ставку - невозможно.
Вывод - министр Ливанов Д.В. на заседании правительства врёт. Регулярно.
А рост зарплаты учителей (преподавателей вузов) происходит за счет роста нагрузки. Это и рост количества часов работы учителей (преподавателей) в часах и увеличение размеров классов (групп в вузах).
Очень «радует» позиция профсоюза ФНПР. На сайте профсоюза (Профессиональный союз работников образования и науки РФ, входящий в ФНПР) вместо анализа реального положения дел с зарплатой и нагрузкой учителей - перепечатки выступлений того же Ливанова и отчетов министерства.
Почему же позволено врать министру Ливанову?...
government.ru/news/16517 Заседание Правительства 15.01.2015 в 12.00
www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=37494&referrerType=0&referrerId=1613478
www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=37514&referrerType=0&referrerId=946973
netreforme.org/news/%d0%b7%d0%b0%d1%80%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%82%d0%b0-%d1%83%d1%87%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f-%d0%b8-%d0%bd%d0%be%d1%80%d0%bc%d1%8b-%d1%82%d1%80%d1%83%d0%b4%d0%b0/ или здесь vasilisa44.livejournal.com/2671.html и здесь vasilisa44.livejournal.com/2817.html